Некомфортабельный транспорт
На фото – кресло махачкалинской маршрутки. Это те самые новые «ГАЗели», что относительно недавно пустили по городским маршрутам. Как видно, один пассажир разрезал кресло, другой спросил, зачем он это сделал. Судя по свежести следов вандализма, оба послания недавние. Зная нашего брата, стоит ожидать продолжения переписки. А через пару дней кто-нибудь из этих товарищей станет возмущаться в соцсетях, до какой степени безобразный общественный транспорт в Махачкале…
Безопасность наших маршруток и само качество перевозок – тема настолько избитая, что и говорить о ней перестали, потому что привыкли. Так же, как и к растущим ценам. И, помнится, очередное повышение оправдывалось тем, что за обозначившуюся разницу в цене компании-перевозчики гарантируют те самые безопасность и комфорт. А на деле – те же рухлядь, грязь, холод или пекло. Бывает, что и дождь идет.
Когда в очередной раз цена за проезд в общественном транспорте дагестанской столицы выросла практически на треть, произошедшее вызвало возмущение не только пассажиров, но и водителей некоторых компаний-перевозчиков. Впервые в истории разносольных взаимоотношений между транспортниками и пользователями их услуг воцарилось взаимопонимание. И если говорить об обоснованности повышения тарифов в Махачкале, памятуя об одном из главных доводов местных перевозчиков – комфорт и удобство стоят денег, возможно, стоит обратиться к опыту соседнего региона.
Схема продолжает улучшаться
За примером мы обратились к Волгограду, в сущности, по количеству населения он близок к Махачкале. В администрации города нам сообщили, что цена за проезд в маршрутных микроавтобусах варьируется от 20 до 35 рублей – в зависимости от дальности поездки.
В разделе официального сайта администрации Волгограда представлена информация о транспортной системе города, включая список опорных и вспомогательных маршрутов, расписание движения муниципального общественного транспорта, сведения о транспортной карте «Волна» и тарифы на проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах. Узнать о точном времени прибытия транспорта к конкретной остановке можно при помощи онлайн-табло. Уточнить маршруты движения и остановочные пункты общественного транспорта можно по интерактивной карте.
Новая комплексная транспортная схема представляет собой сбалансированную сеть опорных и вспомогательных маршрутов общественного транспорта. По 15 маршрутам опорной сети сегодня следует новый низкопольный транспорт большой вместимости, оснащенный системами климат-контроля и ГЛОНАСС, – это порядка 250 автобусов. Из них 84 автобуса пополнили парк муниципального предприятия благодаря поддержке федерального и регионального бюджетов, еще 164 комфортабельных и вместительных автобуса поставил городу новый перевозчик.
Опорные маршруты проходят по основным магистралям Волгограда. Около 40 вспомогательных линий продолжат обслуживать порядка 900 автобусов малой и средней вместимости, в том числе маршрутные такси. Этот транспорт доставляет пассажиров из отдаленных территорий к линиям опорных маршрутов. Такой подход позволяет повысить безопасность и пропускную способность основных магистралей города.
Сайт городской администрации предлагает также оставлять предложения по улучшению работы общественного транспорта по телефону «горячей линии». Созданная на основе исследований пассажиропотока и запросов горожан новая транспортная схема продолжает улучшаться: опорные и вспомогательные маршруты могут быть изменены, продлены, дополнены новыми остановками для удобства пассажиров.
… А у нас в салоне газ
Чтобы повысить качество применяемой тарифной политики, необходимо создать эффективный метод, который будет учитывать социальную значимость транспортных услуг и адекватное сочетание элементов рыночного и государственного регулирования. Применение подобной политики необходимо, так как предприятия должны быть прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. Но при этом надо также руководствоваться законами и актами в области тарифообразования.
Если в экономическом плане ориентиры существуют, рождая надежду на моральное исцеление отрасли, то с физическим состоянием транспорта вопрос не может быть решен по ряду причин. Тут и отношение самих водителей маршруток, и пассажиров, о чем мы сказали вначале. Складывается впечатление, что тебя квалифицируют как пассажира третьего сорта, когда везут в транспорте, от которого в цивилизованной стране и утилизатор отмахнется. Но вот проверочные рейды транспортников и дорожных инспекторов, выходит, нарушения в эксплуатации даже если и выявляют, то вопрос «решается».
Поутихли ценовые страсти, и нормально. Маршрутки, как бомбы замедленного действия – пока не сработали, и ладно. А придется снова цену взвинтить – оправдаем очередной безопасностью и комфортом. Взлетит «ГАЗель» на воздух – проведем пару рейдов по контролю за использованием газового оборудования. И дальше поедем.