X
08:35 29.10.2021

Нельзя забывать о народной культуре

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ
Выпуск - 2021 №№289-290
81

Республика Дагестан является регионом уникальной культуры. Творцом, носителем и распространителем дагестанской многонациональной культуры выступают около 40 народов и этносов Дагестана. Она на протяжении веков развивалась в тесном взаимодействии со всеми национальными культурами, представленными на территории Страны гор.

Сегодня в Дагестане живут свыше 150 тысяч русских, более 6 тысяч украинцев, чуть меньше белорусов, около 5 тысяч армян, столько же грузин и т. д. На земле Дагестана можно услышать речь более 102 национальностей республики, нашей страны и мира. Дагестанцы, к какой бы национальности ни относились, чувствуют себя как коренные жители. Главное – бескорыстное отношение к Дагестану, на благо всех народов, живущих в республике.

Знаете, мало пользы от коренного жителя, который является стяжателем, искажённо понимает место человека в многонациональном обществе, забывает традиционно народные нормы и правила благородного, благочестивого человеческого общежития, занимается чинопочитанием, преклонением перед более состоятельными людьми. Мало пользы от тех, кто на каждом шагу игнорирует духовно-нравственные и интеллектуальные ценности общества, «прилипает» к казнокрадам, слепо подражает чуждым дагестанскому намусу выдуманным нормам межличностных, межнациональных, международных отношений. И трижды коренным является тот, кто хоть и живёт в Дагестане месяц-другой, но отдаёт свои силы и талант созиданию и процветанию Дагестана. Так ценили людей, так отмечали человеческое и национальное достоинство наши деды и отцы. Так должны поступать и мы.

Что же для этого нужно сегодня? Для этого, на наш взгляд, прежде всего необходимо всесторонне и полнее осмыслить потенциальные духовно-нравственные возможности, средства, формы и методы, исторически заложенные в культурном наследии дагестанских народов, нужно делать их непременным предметом образования и воспитания нынешних и грядущих поколений, внутренней потребностью и безусловным достоянием ума и поведения каждого жителя республики. Задача, замечу, нелёгкая, но выполнимая. Ключевым направлением выполнения этой задачи должно стать преподавание и осмысление в школах республики предмета «Культура и традиции народов Дагестана».

Суть проблемы в том, что демографические и экономические перемены, произошедшие в ХХ веке, не могли не отразиться на состоянии культуры народов Дагестана. Национальная культура и более всего педагогическая культура народов республики всё больше стала вытесняться в семейно-бытовую сферу. А в последние десятилетия вследствие естественного ухода из жизни старейших народных знатоков самобытных дагестанских воспитательных традиций, обычаев, обрядов и ритуалов многие дагестанские семьи, тухумы, аулы и даже целые общества лишились мудрых и дальновидных воспитателей. В результате, как и во всей России, так и в Дагестане, народы оказались бессильны перед активно наступающей западной лжекультурой. Всё это приводит к деградации подавляющего большинства нашей молодёжи.

Признаками обыденной жизни части молодых людей стали вседозволенность, равнодушие к чужому горю, стремление к стяжательству и обману, алкоголю и наркомании. В итоге многие населённые пункты республики теряют управление не только детьми и молодёжью, но и своими джамаатами. Судьба молодых людей оказалась в руках случайных людей, скороспелых руководителей, не осведомленных ни об особенностях производительного труда, ни о морально-этическом облике достойного человека, труженика и гражданина.

Симптомы неблагополучного положения с дагестанской культурой явно ощутимы сегодня почти в каждом населённом пункте республики. Достаточно указать на то, что немалое количество молодых дагестанцев, проживающих в городах республики, не владеет своим родным языком либо владеет им в недостаточной степени. В результате наблюдается своего рода «раскол внутри каждой нации», в основе которого лежат различия в воспитании сельского и городского населения, имущих и обездоленных. Это особенно ощутимо в студенческих аудиториях, где первокурсники – выпускники сельских и городских школ, из обеспеченных и простых сельских семей – порою до 2-3 курса обособливаются друг от друга.

Опасной для национальной культуры следует признать и такую ситуацию, когда соплеменники имеют разные стерео­типы поведения, обусловленные воспитанием одних в духе дагестанской, а других в духе так называемой европейской культуры. Опросы и анкетирование показывают, что большинство выпускников школ – нынешние студенты – смутно представляют себе компоненты дагестанского этикета. Они не могут объяснить социальные функции и обязанности человека в дагестанском обществе, не готовы соблюдать правовую, политическую, экономическую, художественную, физическую культуру, культуру труда, культуру просвещения народов Дагестана и многое другое, весьма необходимое для становления полноценного человека, семьянина, труженика, патриота и гражданина.

На наш взгляд, возрождение национальной культуры осуществимо не только путём пропаганды народного творчества и фольклора, как это часто делается сейчас на смотрах, фестивалях и праздниках. И это, безусловно, необходимая и значимая работа. Действительное возрождение, осмысление и применение национальной культуры в жизни и деятельности общества возможно только через соответствующую работу в сфере образования. Об этом не раз рассказывали на страницах дагестанской прессы учёные, педагоги, учителя и воспитатели. Об этом явно свидетельствует максимально одобрительное отношение населения к преподаванию в школах республики общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Культура, на которой не строится образовательный процесс, которая не присутствует ощутимо в процессе обучения подрастающего поколения, обречена на исчезновение.

Сегодня принято считать, что образовательная система в Республике Дагестан вполне развита – на уже более 3 млн человек населения приходится более 1500 общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, около 30 профтехколледжей и училищ, 5 высших учебных заведений. Это не говоря о многочисленных коммерческих вузах и филиалах различных высших учебных заведений с многотысячным контингентом студентов.

Осуществляя образование фактически на одном русском языке, иногда, может быть, уделяя какое-то внимание вопросам общей дисциплины учащихся, многие учителя основных общеобразовательных предметов: русского языка и литературы, математики, химии, биологии, географии, истории, труда, физкультуры и т. д. – совершенно упускают из виду исторически и общечеловечески значимые, традиционно народные нормы и правила полноценного воспитания и становления человека в регионе. Если прежде воспитательную функцию уроков хоть как-то держали на высоте старейшие и опытные педагоги, то в последние десять лет с приходом в школы молодых учителей уроки ориентированы больше на обучение, нежели на воспитание. Подобная ситуация изо дня в день негативно отражается и на общем состоянии культурного развития республики.

Между тем ясно, что образование и воспитание тесно взаимосвязаны и обучение при дефиците воспитания недостаточно эффективно и не оправдывает ожиданий, возлагаемых на него. Полноценное воспитание человека более всего эффективно не на другом языке, а на родном. Поэтому дисциплина «Культура и традиции народов Дагестана» должна быть предметом пристального внимания не только одного школьного учителя-предметника, а также объектом постоянного внимания всех руководителей образовательных учреждений, учителей школ, педагогов средних специальных и высших учебных заведений республики.

Лучшие дагестанские интеллигенты: мыслители, просветители, известные учёные-арабисты и алимы всегда, особенно в сложные периоды дагестанской истории, являлись первыми действительными учителями дагестанских детей и молодёжи. Их вклад в дело просвещения республики всегда был более существенным, чем влияние иноязычных педагогов. После того как в годы советской власти стала функционировать образовательная система, обеспечивающая массовую грамотность населения, задачей национальной интеллигенции стало содействие её совершенствованию, в частности разрешению проблемы единства обучения и воспитания. Как уже указывалось, такое единство достижимо, если дагестанская национальная культура будет ощутимо присутствовать в школах, техникумах и вузах, причём не как экзотика или один из предметов изучения, а как важнейшая составная часть – воспитующая и мировоззренческая. Претворение этого в жизнь является миссией дагестанской интеллигенции в области образования.

В условиях современного Дагестана школа от низшего до высшего звена должна быть превращена в очаг образования и воспитания усилиями национальной интеллигенции. Тогда республика обладала бы в новом веке надёжной опорой – не только полноценной образовательной, но и воспитательной системой.

В поправках к Конституции РФ в ст. 69 сказано: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Так будем же достойными гражданами, достойной интеллигенцией нашего государства и республики в сохранении и приумножении духовно-нравственного потенциала дагестанской многонациональной культуры.

Статьи из «Общество»

Рука дающего

2
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

24
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

3
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

2
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

13
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

8
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...

Было на кого равняться

11
Профессия журналиста хороша тем, что дарит встречи с интересными, неординарными людьми, у...

От связиста до прокурора

27
День вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Магомед Халитов (на снимке)...

Они не пропали без вести

66
Командир ТОКСа Магомед Нурасулмагомедов принёс в редакцию «Дагестанской правды» письмо из...

Путин о БРИКС

2 часа назад

Путин об Украине

2 часа назад