X
09:12 14.02.2019

Непокоренная вершина Тархо

Теперь я знаю, как выглядит гора Тархо. Тогда было лето, накрапывал по-горски холодный дождь. Сквозь поредевшие тучи пробивались солнечные лучики. Гору обняла радуга, перед ней нарисовалась еще одна. Если бы Камиль Тархо видел это, непременно бы перенес на полотно. Мне говорили, что в это время года он часто бывает в с. Карата. Не встретились. Зато я познакомилась с его двоюродным братом Расулом Курамагомедовым.

Балкон Расула – лучшая смотровая площадка в селе, он точно парит в воздухе. Внизу огород, а сбоку бывший дом. Сегодня он одинок, но рога по-прежнему берегут его от сглаза.

Передо мною во все стороны богатырским размахом росли горы, покрытые зеленью и снегами, начертанные дорожками-нитями, точно вены.

– Здесь всегда появляется радуга после дождя. Видишь нашу пожарную часть? Ее недавно построили, – говорит мой гид по району и добрая знакомая Карузат.

Самая высокая точка горы – свыше 3000 метров. Говорят, что даже местные мужчины не смогли забраться на вершину, потому что горы скалистые. Да, есть такие недоступные горцу пределы. Так и осталась она непокоренной.

– Там живут туры, – говорит хозяин дома, – а вон за той горой уже ледники. – Природа знает, как все устроить так, чтобы уберечь своих детей. Там, где живут туры, человеку не место.

Каждый, кто хоть раз бывал в Ахвахе, наверняка слышал, что праотцом ахвахцев был Тахо, он первым обосновался в ахвахском ущелье. А еще говорят, что он заблудший грузин, в качестве подтверждения приводят название главной ахвахской горы.

Расул Курамагомедов рассказывает, что во времена сыновей Тахо Тураали у ахвахцев не было объединенных сел. Они обитали на хуторах, в пещерах. У Тураали было два сына, одного звали Ашва, а другого – Аша. Ашва выбрал для основания своего села местность, принадлежавшую Гаштиляву, на солнечной стороне, напротив высокой скалы Чета. Эту местность занимали крупные валуны из белого камня, которые скатились туда во время землетрясения, оторвавшись от скалы. Село было названо именем его основателя — Ашва. Современное название ахвахцев «ашвадо» произошло именно от этого имени. Второй сын Тураали Аша обосновался на левом берегу Аварского Койсу, у восточных подножий горы Тархо. Аша тоже собрал народ из прежних укрытий-пещер и хуторов в единое село, которое было названо по имени основателя. Село Ассаб было основано одновременно с Кудиябросо. Ассабцы с давних времен были частью ахвахского общества, и по сей день ахвахцы считают их своими родственниками.

Первые сведения о племенах, расселившихся на северных склонах главного Кавказского хребта, относятся к началу нашей эры. Племена андоцезов античные писатели называли дидури. В археологических материалах, датируемых серединой первого тысячелетия до н.э., говорится, что местное население занималось земледелием, скотоводством и обработкой металла, о чем свидетельствуют Тадмагитлинские могильники. Средневековые грузинские хроники XVII в. среди племен Дагестана выделяют уже ахуалов, ахвалов.

Мы с Карузат сидим на широкой тахте, окутанные тяжёлым одеялом, Расул в любимом кресле. Карузат налила нам травяной чай с медом. Чай был настолько приятным, будто законсервированный аромат горы Тархо. О целебных свойствах местных растений писал еще известный ученый, профессор В.М. Зимин из Санкт-Петербурга: «Ваши горы – это мировая аптека, я нигде не встречал такого изобилия целебных трав, корней и цветов: рододендрон, зверобой, тысячелистник, чабрец, мята, одуванчик, гвоздики, тмин, подорожник, ромашка, крапива и т.д. Подумать только, сколько сортов и грибов. А дикий мед никто не собирает!..» Автор книги «Библиотека лекарственных растений научной и народной медицины» был здесь с экспедицией в 1990 году.

Как-то меня спросили, что я
люблю больше: море или горы? Я не знаю. Горы дают время и покой, море – хороший собеседник и точно вливает в меня силу. Нахождение в горах и у моря рождает особенные ощущения.

Статьи из «Страна гор»