Несравненные Муи, Бурлият, Марьям, Рагимат…
Поводом для этих заметок стала эмоциональная беседа пожилого человека в маршрутке с ее водителем. Пассажир попросил выключить или хотя бы приглушить англоязычную музыку.
— Тебе не нравится моя музыка? Можешь выходить!
И остановил машину. Старик встал, заплатил и сказал:
— Ты тут хозяин. Но все-таки послушайся моего совета: найди где-нибудь песни Муи Гасановой, Бурлият Ибрагимовой, Рагимат Гаджиевой, Марьям Дандамаевой и ты поймешь, что наше все-таки лучше чужого…
Вышел спокойно, с достоинством. И это был плевок бессовестному невеже от старого дагестанца. Во всяком случае я так воспринял эпизод. А потом подумал: в самом деле, как часто мы обращаемся к своей национальной культуре, почему мы так покорны тому, что предлагает нам масс-культура, в которой так мало настоящего, талантливого, самобытного, но так много конъюнктурного, заказного и бесталанного?
Недавно мы простились с выдающимся гением российского вокала Дмитрием Хворостовским. А часто ли мы могли видеть его на российских телеканалах? Вспомните. Очень мало. Но какой к нему был интерес за рубежом! Там, откуда к нам пришла ливерпульская четверка, которая была больше антисоветской идеологией, чем настоящим вокалом, в отличие от настоящего великолепного вокала шведского ансамбля «ABBA». Вспомните…
И теперь нам приходится слушать, и не по своей воле, англоязычную какофонию, которая, на мой взгляд, в Дагестане выглядит, как пуговицы на андийской бурке. У Расула Гамзатова в «Моем Дагестане» есть эпизод, когда у горца европеец спрашивает, почему у бурки нет пуговиц. «Потому что пуговицы помешали бы быстро выхватить кинжал…»
Сейчас, конечно, кинжал выхватывать нам не приходится, скорее, пистолет системы Макарова. Но у нас есть возможность выхватить из фонотеки добрую старую дагестанскую песню в исполнении наших самородков, прославивших Страну гор на всю нашу большую страну и за рубежом: вспомним триумф дагестанского фольклора в польском Закопане, а уж ансамбль «Лезгинка» – желанный гость на любой сцене мира.
Но вернемся к началу нашего разговора. Муи Гасанова, Бурлият Ибрагимова, Рагимат Гаджиева, Марьям Дандамаева… Я называю эти имена без претензий на музыковедческую оценку. Но одно знаю точно: это совсем другая категория, чем нынешние «звезды». Они просто вошли в код национальной идентификации нашего народа, их голос – пароль в Страну гор, и мы гордимся, что они вышли на большую сцену именно благодаря своему таланту.
Имена этих замечательных артистов привели меня в фонотеку Дагестанского радио. Не все знают, что это такое, как она выглядит. В двух словах, это настоящая сокровищница музыкальной культуры Дагестана. Меня туда ввели чуть ли не в бахилах и противовирусной маске. Здесь хозяйка Рая Омарова. Музыкальное хозяйство Страны гор ей досталось от матери Хадижат, много лет оберегавшей наше с вами певческое наследие. Здесь есть все: аварские, даргинские, кумыкские, лакские, табасаранские и все остальные наши песни!
Меня в той теме интересовало творчество Муи Гасановой, которая «добилась нового качества звучания дагестанской песни – исключительно выразительной, чистой интонации, эмоционального богатства и содержательной глубины…», — это из Википедии.
То же самое можно сказать и о Бурлият, и о Рагимат, и о Марьям – они оставили в нашей не только музыкальной, но и в обычной жизни след, который можно назвать следом дагестанского этноса, звуком, который эхом будет откликаться в наших потомках.
… Мы тогда в «Дагестанской правда» опубликовали материалы «Караван чужих верблюдов», «Браво, Мурад Абдурагимов!» (гитарист, открывший дагестанцам народную песню в совершенно иной манере. – А.М.), выразили в них обеспокоенность сменой интонаций, самой сути дагестанской мелодии в угоду восточному мотиву, он, конечно же, является богатством мировой музыкальной культуры, но это никак не дагестанская тема! Муи Рашидовна немедленно откликнулась на эти публикации, прислала письмо, звонила несколько раз: «Дагестанская правда» права, тема актуальна. Нам нельзя, — сказала она, — терять свою самобытность! Уважаем другие песенные культуры, но они не должны подменять нашу культуру».
Нам иногда по жизни приходится туговато. Перспектива далека и непонятна. В таких случаях я включаю песни несравненной Муи, и всё становится на свои места. Она была сильной и харизматичной женщиной. И оставила нам чудесную метку: будьте дагестанцами! Ее голос – радость прекрасной республики, оптимизм и ощущение своей уникальности в этом беспокойном мире.