Неуютно горожанину в мегаполисе
Махачкала – почти миллионный город, то есть мегаполис со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А последствия вытекают самого разного свойства. Помимо фекальных, попадающих в соленые воды Каспия, это ещё и увеличивающиеся из года в год транспортные потоки, земельные и строительные коллизии, заставляющие махачкалинцев балансировать на тротуарных бордюрах, как циркачей, пробиваться к своим жилищам сквозь железобетонные джунгли и с опаской поглядывать вверх на сетки, свисающие со стен новостроек, чтобы кирпич не упал на твою голову…
Ответственные за все эти вопиющие безобразия – мэр и главный архитектор нашего многострадального мегаполиса – сейчас сидят в казенных домах и знакомятся с заведенными на них уголовными делами. Махачкалинцы не то чтобы злорадствуют по этому поводу, но говорят: «Поделом! Должно когда-нибудь все это закончиться».
Должно. Начало положено. Но как мы, горожане, сами-то себя ведем?
Давайте начнем с транспорта – самой больной, может быть, темы. Недавно водители маршруток получили указание останавливаться только на установленных для посадки пассажиров остановках.
– Ты как, соблюдаешь новую норму? – спрашиваю у одного из них – Гаджи Исаева.
– А как же! Ведь если я нарушу, то меня оштрафуют на три тысячи рублей. Если второй раз нарушу – тогда уже на пять тысяч! Мне это надо?
– Конечно, друг мой Гаджи, не надо. Но ты посмотри на некоторых своих коллег.
– А что?
Объясняю ему, что многие из них, чтобы набрать побольше пассажиров на неприметных для работников ГИБДД улицах, все же работают по старой схеме – остановка чуть ли не через каждые 20-30 метров. И это, конечно же, плохо.
Наверное, не я один это заметил: когда едешь в маршрутке, строго следующей правилам посадки и высадки пассажиров, от пункта А до пункта Б добираешься вдвое быстрее! Это во-первых. Во-вторых, меньше аварийных ситуаций. В-третьих, меньше конфликтов с водителем, которому ранее говорили: «Останови, где удобно!», а еще просили останавливать там, где ему, пассажиру, удобно. Но это не всегда бывало удобно водителю – отсюда и ненужные конфликты.
Не могу не напомнить: махачкалинцы недавно получили очень хороший подарок – 30 вместительных микроавтобусов для маршрута №20. Давайте грамотно и по правилам пользоваться этим благом!
А те, кто устанавливает остановки для маршруток, всегда ли для этого выбирают удобное место? Приведу лишь один пример. В Приморском микрорайоне стартовая посадочная площадка для маршруток №45 выбрана прямо на перекрестке! Рядом две школы, три детских садика, но как безопасно переходить здесь улицу даже взрослым, не говоря уже о детишках, одному Богу известно. Стоит там один, а то и два микроавтобуса, которые закрывают обзор, и переходишь дорогу, как минное поле. Слава богу, пока обходится без ДТП. Но ведь можно же остановку перенести от перекрестка метров на двадцать вперед или назад! Но нет, это вопиющее нарушение правил безопасного перехода для пешеходов здесь продолжается годами. И еще: в Махачкале большинство остановок не оборудованы даже элементарным навесом.
А теперь еще раз вернемся к архитектуре города. Этой архитектуры как таковой, собственно, в Махачкале и нет. Есть скопище многоэтажек, отстроенных нашими скоробогачами с позволения городских властей. За что «позволяли» это официальные власти мы тоже знаем, и они теперь под пристальным вниманием правоохранительных органов.
Но, оказывается, строительная и земельная лихорадка поразила в Махачкале не только нуворишей, но также чиновников, курирующих эти вопросы. Наша газета уже писала о том, как некий адвокат в 2013-2015 гг. организовал группу, в которую вошли зам. начальника отдела Центрального государственного архива Дагестана и еще два человека. Группа занималась незаконным отчуждением земельных участков из собственности администрации Махачкалы. Они изготавливали по образцам архивных документов поддельные решения о выделении земельных участков на имена разных людей и вносили их в архивную книгу взамен существующих законных решений, а также заменяли соответствующие листы протоколов исполкома городского Собрания Махачкалы. В результате было зарегистрировано право собственности на земельные участки восьми лиц, а муниципальному образованию причинен ущерб на 12 млн рублей.
Кировский районный суд Махачкалы скоро рассмотрит уголовное дело в отношении двух жителей столицы республики, изготавливавших поддельные документы о выделении земельных участков.
Инициатива, конечно, но инициатива с криминальным содержанием.
О дворах Махачкалы нужно написать отдельную статью. Но хотя бы коротко коснемся их тоже, потому что в последнее время око прокурора обратило внимание и на них. Мало того, что у нас отбирали дворы и детские площадки под строительство домов, оказывается, на обустройстве уцелевших от земельных захватчиков дворов коммунальщики грели свои руки на миллионы! Будем надеяться, что эти дела тоже дойдут до суда и среда обитания нашего мегаполиса в будущем будет соответствовать хотя бы минимальным нормам.