Ню и ню
Мы привыкли накидываться на приезжих, поскольку нам не по нраву их купальный дресс-код. Но практика двойных стандартов – это то, что присуще большинству дагестанцев. И я твердо убежден: откровенное негодование проявляют те, кто утром возмущается неподобающему поведению гостей республики, днем подглядывает в бинокль за отдыхающими на женских пляжах, а вечером со спокойной совестью развлекается в ночных клубах.
К теме двуличия мы еще вернемся. А пока – о нудистах. Не спешите брызгать слюной, утверждая, что такие у нас не водятся. Небезызвестная дербентская набережная, разгар прошлогоднего сезона. Мужик отходит метров на двадцать от отдыхающих на пляже, скидывает с себя одежду, принимает воздушные ванны. К чокнутому приблизились на безопасное расстояние, попытались объяснить, что подобное поведение недопустимо. Любитель «ню» включил юриста, стал ссылаться на букву закона, в котором нет запретов на пребывание в общественных местах в чем мать родила.
Чудаку на вид было чуть больше пятидесяти, совершенно трезвый, грамотно излагающий, но без царя в голове индивидуум. Замечание физического характера, часто приводящее в состояние здравого смысла, в данном случае исключалось полностью, поскольку было очевидно, что разбирательство продолжится в суде. Но, подозревая возможное развитие событий, борец за права человека сам предложил вызвать полицию, что и было сделано.
Как выяснилось, нудист – уроженец Дагестана, заместитель главного врача одной из московских больниц. Его явное недоумение по поводу возмущения окружающих вызвало ответную реакцию полицейских, попытавшихся на месте объяснить, что существуют и людские законы, которые тоже не следует нарушать. В итоге, напялив-таки на себя подштанники, персоналий отправился в отдел для дачи пояснений…
«Залетный»? Нет. Неадекват? Тоже нет, хотя и да. Тупой, необразованный? Замглавврача столичной больницы – там пустоголовых не возьмут на ответственную должность. И заметьте, ни разу не турист, приехал на малую родину в отпуск.
Теперь к тому, как это связано с нашей культурой поведения в принципе. Как-то раз, говоря об отношении дагестанцев к своим адатам за пределами республики, один здравый человек сказал: «У Каспия есть вода и есть пена, которую она образует, – грязная, неприглядная, никчемная субстанция. Если под Каспием понимать Дагестан, а под его пеной молодых ребят и девушек, уезжающих в большие города за свободой и лучшей жизнью, это и будет сутью метафоры. Дагестан выплевывает нечисть, но печально то, что ему такой подход выходит боком: на основании поведения этой молодежи у людей складывается мнение о современных дагестанцах, позабывших о правилах приличия и уважении к окружающим».
Тот самый доктор медицины, засветившийся на дербентском пляже, – это олицетворение поведения, которое зачастую позволяют себе дагестанцы за пределами республики. В большинстве случаев проявление откровенного неуважения к порядкам и правилам, установленным в монастыре, позволяют себе наши земляки. Но вы редко услышите негодующие отклики по этому поводу.
А давайте примем во внимание, что в сознании жителей Центральной России образ кавказца несет потенциальные риски в плане безопасности хотя бы уже потому, что лезгинка превратилась в танец устрашения… Когда на справедливое замечание не сорить на улице москвич, астраханец или петербуржец слышит: «Я тебя выстегну, жи есть». И выстёгивается…
Кто виноват в том, что, насмотревшись на пьяную лезгинку на площадях и улицах своих городов, люди говорят нам: «Давай до свиданья»?! Мы себе можем представить ребят из Санкт-Петербурга, обучающихся, скажем, в ДГУ, которые станут водить хоровод на университетской площади в Махачкале под орущую из какого-нибудь ВАЗа музыку? Нет, не можем. И не потому, что это фантастика, а всего лишь потому, что так не принято поступать порядочным людям, которые свое культурное наследие не превращают в предмет отвращения и боязни.
А сейчас давайте сравним ощущения жителей центральных регионов и наши впечатления «от бесстыдства» туристов. Их самые обычные купальные принадлежности и совершенно адекватное поведение в обществе приравниваются чуть ли не к мракобесию. Люди загорают в том же самом, в чем и во времена Советского Союза, так ведь? Тогда что изменилось? Видимо, наше отношение к приезжим и только. Поменялось ли оно к собственному поведению? Точно нет.
Самобичевание у нас не принято, ведь тогда придется признавать ошибки, на которые мы не способны. Мы же не пьем, не курим, не употребляем наркотики и в море купаемся в папахах, бурках и сапогах, как и положено истинным горцам. А про ночные клубы и разврат в них слыхом не слыхивали. Так что мы самые благочестивые люди на планете, оголяющие прилюдно разве что чувства и эмоции, которые не всегда к месту и не всегда справедливы.