Новогодний ажиотаж
Сетевые супермаркеты появились в Дагестане относительно недавно. А ведь привыкли мы к ним так, что без них и жизнь не мила. Любовь дагестанцев к супермаркетам вообще-то «с бородой». Помните, еще недавно чуть ли не каждый гастроном в Махачкале был с вывеской «гипер» или «супер». Приезжие насмехались, а местных предпринимателей это нисколько не смущало.
Пожалуй, лишь вслед за «Пятерочкой» и «М.Видео» у нас пошел процесс, который вполне уместно назвать сетевым бумом. Сегодня самых разных торговых домов, и сетевых в том числе, не сосчитать. Вот совсем недавно в столице открыли сеть магазинов цифровой и бытовой техники «DNS». Казалось бы, куда их столько? Нужен ли еще один – цифровой? Определенно нужен. У магазина, к слову, отличный сайт, и конфигуратор ПК есть. Это когда ты сам из каталога комплектующие выбираешь, а сайт тебе помогает подобрать совместимые детали. Его сервисы настроены облегчить вашу покупку и сделать оптимальный выбор. До последнего дня скомплектовать ПК, если говорить о сетевых компаниях, можно было, пожалуй, лишь в «АСе». Так не тянет людей туда сегодня: ассортимент здесь небогатый, и обслуживают так, словно ты должен им что-то.
Вообще один из главных слагаемых успеха сетевиков – умелый маркетинг. На какие только ухищрения ни идут ритейлеры, чтобы завлечь нас в свои сети! И, судя по росту их числа, у них это получается. В числе обкатанных, все еще рабочих схем – это когда изначально товары по завышенным ценам распродаются с большими скидками.
В той или иной мере этот грешок наблюдается практически за всеми крупными супермаркетами. Ежедневно по радио, телевидению, с помощью наружной рекламы нам промывают мозги, нас хотят «осчастливить». Парадокс в том, что, даже чувствуя подвох, можно попасть в расставленные капканы. Под Новый год количество спама, ссылок на скидки просто зашкаливает. Предлагают товары со скидками 10, 30 и даже до 70 процентов. Ключевой здесь является приставка «до».
Главное – завлечь, считают маркетологи. А чтобы действительно найти необходимый вам товар даже со значительной скидкой, нужно изрядно потрудиться. Обычно под столь большими бонусами скрывается откровенно неликвидный товар. Часто он если не с браком, то наверняка с недочетами в конструкторском решении или с иным скрытым дефектом. Так что, если задумали обрадовать новогодним подарком родных и друзей, воспользовавшись подобными скидками, рискуете их только огорчить. Хороший товар очень редко будет в списках распродаж.
Отдельная тема – сетевики в продовольственной сфере. Я бы сказал, что тут мин, расставленных продавцами, столько, что, если не знаешь «что по чем», лучше и не соваться. Перебивка дат изготовления, о которой так много говорят по ТВ, – лишь одна из опасностей такого шопинга. Тому, в каком порядке, на каких стеллажах, как должен выставляться тот или иной товар, учит целая наука. И, чтобы защититься от подобного лукавства, нужны изрядный опыт и знания прикладной психологии.
И все же то, что у нас в Махачкале можно приобрести товары, которые и по ценам, и по качеству устраивают, меня лично радует. Растет и уровень обслуживания. Продавцы сетевых магазинов обычно не хамят. Порой бывают даже несколько навязчивы в своей обходительности. Только остановишься, приглядишься к товару, а тут откуда ни возьмись – консультант. «Вам помочь?» Увы, часто этот призыв – не более чем проявление вежливости.
Похоже, текучесть кадров здесь высокая. Консультанты супермаркетов – в основном студенты, которые подрабатывают и не всегда в состоянии дать вам дельный совет. Они скорее навязывают вам товар, а когда это делается неумело, просто раздражает. Сетевые магазины мотивируют своих сотрудников процентами с продаж. Вот они и стараются. Но нам это надо?!
Искушенные подобными шопингами, покупатели возвращаются в обычные гастрономы. Тут маркетинг не столь изощрен и выбор не столь богат, однако, возвращаясь домой из обычного гастронома, ты находишь в своем пакете именно то, зачем собственно туда отправлялся. «Ох, ну надо же», – задумываешься ты тогда. Ведь сколько в мире совершенно ненужных тебе вещей, без которых можно прекрасно прожить. Не забывайте об этом!
… О, смска пришла. Шубы соболиные продают. И всего за 15 тысяч рублей?! Распродажа только до 31 декабря? Надо срочно сказать супруге.