Новые высоты туризма
Интерес к Дагестану как к одному из перспективных туристических направлений в стране растёт из года в год. Тема формирования туристического имиджа региона с его богатой историей и культурным наследием очень актуальна. По мнению экспертов в области туризма, полностью раскрыть туристический потенциал республики можно при взаимодействии и слаженной работе различных структур. Так, активизации туристической привлекательности Дагестана способствовало развитие гостиничного хозяйства и иных коллективных средств размещения.
Глава Дагестана Сергей Меликов в рамках прошедшего Петербургского международного экономического форума на сессии «Туризм: новые тренды, новые возможности, новые маршруты» напомнил о высоком потенциале отрасли и заявил, что «вся территория республики может быть сплошной зоной туризма». Говоря о поиске новых форм отдыха, туризма и альтернативе традиционным туристическим маршрутам, руководитель республики подчеркнул, что мощный толчок развитию этого направления экономики во время ограничений, связанных с политической ситуацией в мире, получил именно внутренний туризм.
Еще одна тема: Дагестан – важный участок транспортного коридора, соединяющего европейскую часть России с Азией. В новых геоэкономических условиях, когда идёт переориентирование внешнеэкономических направлений с западного на восточное, этот коридор получает стратегическое значение. Соответственно, возрастает и стратегическое значение самого Дагестана как важного транспортного узла на этом пути. Чтобы полностью использовать открывшиеся возможности, требуется создание транспортной инфраструктуры на порядок выше, чем она есть сейчас.
Руководством республики при поддержке федерального центра реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию такой инфраструктуры. Одним из них является проект по второму этапу реконструкции Махачкалинского международного аэропорта, вошедший в число пяти прорывных инвестиционных республиканских проектов.
Отмечается, что пассажиропоток через воздушную гавань столицы Дагестана из года в год увеличивается, и в этом году цифры посещаемости могут удвоиться. Но существующие на данный момент возможности аэропорта современным требованиям не отвечают. Одной из главных проблем является состояние и технические характеристики взлетно-посадочной полосы. Сегодня её длина составляет всего 2,64 км, что не достаточно для приёма крупных воздушных судов с требуемой интенсивностью. Так, например, Airbus A320/A330 и Boeing 737/767 принимаются с ограничениями по массе, а широкофюзеляжные Boeing 777/747 и Ан-124 вовсе не допущены.
Устранить эти и другие узкие места и призван второй этап реконструкции аэропорта. Напомним, что первый этап закончился в 2014 году. Но темпы увеличения пассажиропотока идут с опережающим графиком. В этой связи аэропорт уже практически исчерпал возможности.
Второй этап предусматривает строительство новой взлетно-посадочной полосы длиной 3200 метров и шириной 45 метров. Кроме этого, планируется расширение перрона с увеличением мест стоянок самолётов, установка светосигнального оборудования с обоих курсов посадки, устройство водосточно-дренажной системы вдоль новой взлетно-посадочной полосы и рулёжных дорожек с очистными сооружениями, реконструкция существующих и строительство двух соединительных рулёжных дорожек, строительство основной и стартовой аварийно-спасательных станций.
По словам генерального директора АО «Аэропорт Махачкала» Саида Рамазанова, стоимость проекта реконструкции превышает 10 миллиардов рублей. Техническое задание на разработку проектной документации согласовано с Минтрансом России и Росавиацией. Срок реализации проекта–2025 год.
«Второй этап реконструкции аэропорта позволит снять имеющиеся ограничения по массе и интенсивности выполнения взлётно-посадочных операций для допущенных в настоящее время воздушных судов, а также допустить к эксплуатации новые типы воздушных судов, повысить качество обслуживания пассажиров, даст возможность увеличить ежегодный поток в 5 миллионов. Кроме того, реализация задуманного позволит создать в республике более 200 новых рабочих мест, объём налоговых поступлений составит порядка 365 миллионов рублей, в том числе 129 миллионов рублей в консолидированный бюджет Республики Дагестан», – сообщил Саид Рамазанов.
В подтверждение сказанного о росте значения аэропорта для развития туризма говорит расширение географии полётов из воздушной гавани дагестанской столицы. На днях в аэропорту «Махачкала» состоялась торжественная встреча первого рейса авиакомпании Nordwind из Уфы. В честь знаменательного события в соответствии с традицией проведения важных мероприятий авиалайнер встретили водяной аркой.
На состоявшейся импровизированной пресс-конференции с участием руководителей авиакомпаний «Nordwind» и «Махачкала», министерства туризма и народных художественных промыслов Дагестана, компании «Pegas Touristik» в СКФО и туроператора ООО «Лазурный берег» было отмечено, что Уфа в летнем расписании авиакомпании «Nordwind» станет пятым по счету российским городом, из которого жители страны смогут осуществлять регулярные перелёты в Махачкалу.
По словам Саида Рамазанова, рейс получился успешным. «С авиакомпанией «Nordwind» сложились уже достаточно тесные отношения, поэтому в туристический сезон мы планируем развить ещё несколько направлений, в том числе и в ближнее зарубежье», – сказал он.
Заместитель генерального директора авиакомпании Антон Маттис также подтвердил, что у них есть большие планы по развитию маршрутной сети с Махачкалой. «Если за весь прошлый год мы перевезли чуть более 30 тысяч пассажиров, то уже за первые пять с половиной месяцев текущего года объём перевозок составил более 62-х тысяч. Так что можно смело утверждать, что результаты 2022 года будут более чем впечатляющие. Мы видим здесь огромный потенциал», – сказал представитель авиакомпании.
Заместитель министра по туризму и народным художественным промыслам Дагестана Анна Безрукова назвала преимущества нового рейса, одним из которых является повышение привлекательности Дагестана для российских туристов. «Это направление между регионами является результатом переговоров и сотрудничества сторон на Международной туристической выставке MITT. Я считаю, что мы продуктивно поработали и сегодня видим результат тех переговоров и соглашений», – сказала Анна Безрукова.
Руководитель офиса «Pegas Touristik» в СКФО Илона Чиханацкая добавила, что тесное сотрудничество с Минтуризмом Дагестана позволит к концу летнего сезона направить в республику около 13 тысяч туристов.
Одним словом, туризм в Дагестане открывает новые направления, покоряет новые высоты в плане экономического развития.