Нож в кармане лицеиста
К сожалению, мартиролог убийств в школах и других учебных заведениях в нашей стране продолжается. Раньше мы писали о подобных случаях, произошедших в других регионах России («Стреляют… Почему?» «ДП» от 24.09.2021 г.), а теперь эта беда постучалась и в дагестанский дом.
Напомним читателям, что на днях в Махачкалинском лицее № 51 15-летний учащийся ударом ножа в сердце убил своего сверстника. Рассказы очевидцев, самого подозреваемого, работников учебного заведения разнятся, поэтому мы не будем оперировать ими – в таких случаях эмоции преобладают над рассудком и здравым смыслом. Но есть два неопровержимых факта: убит школьник, а его мать с сердечным приступом попала в больницу.
Школы мы теперь называем лицеями. Эти лицеи охраняются ЧОПами (частные охранные предприятия), но тем не менее трагедия произошла. Подобные инциденты раньше происходили в зарубежных странах, теперь и у нас: трагедии случились в Керченском политехническом колледже в октябре 2018 года, в Казанской школе в мае этого года, известны и другие случаи применения оружия подростками.
Тут невольно на ум приходит когда-то в общем нейтральное слово «глобальный», которое на рубеже двух минувших веков стало применяться к потеплению на земном шаре, а также «глобализм» о процессах в мировой экономике. Выходит, что и криминал глобализуется. Интернет объединил народы мира не только на благо человечества, но и в зловредном своём проявлении. Появилась огромная планетарная улица (назовём её «авеню» – оттуда к нам проникают ядовитые выхлопы «общечеловеческих» ценностей и миазмы лицемерной демократии), по обе стороны которой располагаются дома – государства, и все знают всё про своих дальних и ближних соседей. И при этом перенимают друг у друга больше плохого, чем хорошего.
Применительно к убийству в лицее № 51 говорить об ответственности родителей, педагогов, охранников ЧОПа, значит закуклиться в клише, которое берёт своё начало ещё из советской эпохи. Если тогда схема «школа – родители – общество» срабатывала, теперь же, когда земляне, в том числе и россияне живут на всеядном мировом авеню, нужны другие рычаги, другие стимулы, другие катализаторы социальных процессов.
То есть надо смотреть в корень. Стало быть, отключить интернет? ТВ? Сотовую связь? Это уже невозможно. Тогда что? Давайте проследим и послушаем, что предпринимают и говорят официальные структуры и официальные лица.
По факту убийства подростка во время драки в школе в Махачкале возбуждено уголовное дело. На месте работают следователи СК России по Дагестану. На место происшествия для координации действия правоохранительных органов выехал заместитель прокурора республики Глеб Михайлов.
Пресс-служба Главы Дагестана про
комментировала трагический инцидент в махачкалинской школе, руководитель республики выразил глубокие соболезнования родным и близким погибшего мальчика.
Врио министра образования и науки РД Яхья Бучаев прокомментировал случившееся. «По поручению врио Главы Дагестана Сергея Алимовича Меликова создана межведомственная комиссия, которая изучит все обстоятельства произошедшего и прежде всего обстоятельства, которые привели к трагедии, определит меру ответственности и руководителя образовательной организации, и педагогов, и родителей», – подчеркнул Бучаев, сообщив также, что ситуация будет обсуждена и на экстренном совещании руководителей и заместителей по воспитательной работе всех образовательных организаций Махачкалы. Кроме того, с этого года Министерством просвещения РФ рекомендована для внедрения в образовательный процесс уже с 1 сентября программа воспитания.
«Ответственность за это преступление лежит на всех нас, причастных к сфере образования детей, в том числе и на руководителях образовательной организации, и педагогах, и родительском сообществе, которые частично знали о «тлеющем» конфликте, но вовремя не приняли достаточных мер. Это будет для нас уроком», – признал Яхья Бучаев.
Врио главы Махачкалы Мавлидин Маликов также заявил о необходимости разработки комплекса мер по усилению воспитательной работы и взаимодействию с инспекторами по делам несовершеннолетних. «Множество соблазнов за пределами школы, – отметила директор гимназии №4 Ираида Пашук. – При взаимодействии с сотрудниками МВД необходимо усилить воспитательную работу и с родителями», – добавила она.
… Лицеистом был и Саша Пушкин. Но учиться в школу будущий великий поэт ходил не с ножом. Муза его вдохновляла на совсем другие дела. Неужели глобализм истребил всех муз и благородные порывы юношеских сердец, в коих место не ножу, а созидательным помыслам?