Нравственный облик мужчины
Современное российское общество – это общество свободных, сознательных, всесторонне развитых людей, способности, знания, умения и навыки которых формируются на основе национально-специфических и общечеловечески значимых морально-этических ценностей, а затем применяются в служении своему народу и государству. Такой уровень полноценной социализации людей требует всемерного усиления роли нравственных начал в жизни и деятельности всего общества.
К сожалению, в постперестроечный период – в эпоху разрушения коммунистического самосознания и формирования нового – этому аспекту жизни не было уделено должного внимания. Первое место, как ни прискорбно, среди жизненных приоритетов современных людей заняла жажда обогащения. Понятия «патриотизм», «совесть», «честность» в последние десятилетия порою подвергались насмешкам. Не уделялось должного внимания ни экономическому, ни тем более духовному состоянию народа.
Министерство образования и науки, отказавшись от старой системы формирования и социализации подрастающего поколения, не смогло придумать и внедрить ничего нового и более достойного для формирования морально-этического облика подрастающих поколений российских граждан. В результате возникший в системе воспитания и образования вакуум был заполнен различными сомнительными инородными идеями и методиками, совершенно чуждыми российскому и дагестанскому менталитетам.
Отрицательную роль в формировании нравственного самосознания юных граждан России сыграли «свободные» СМИ со своей пропагандой западной поп-культуры. Всё это не могло не сказаться на нравственно-этическом облике населения, в частности на облике подрастающего мужского поколения – нынешней и грядущей опоры в защите интересов Родины.
На деформацию традиционного мужского эталона поведения повлиял и ряд дополнительных факторов. Из-за шаткости экономического положения в подавляющем большинстве семей мужчины-отцы значительную часть своего времени посвящают трудовой деятельности, и вся нагрузка по воспитанию юного поколения ложится на женские плечи. А из-за роста числа матерей-одиночек многие мальчики вообще не видят перед глазами достойного мужского примера, исторически характерного для этнокультуры народов.
Более того, в общеобразовательных школах воспитание и обучение подрастающего поколения, как правило, проходят без учета половых особенностей учащихся. А оттого, что большинство учителей в школах женщины, преподавание ведется в соответствии с их качествами личности. Результат – усвоение многими современными юношами женских установок и взглядов на жизнь. Многие современные дети, подростки и юноши или становятся нерешительными и слабовольными, или начинают проявлять негативизм и демонстративность. В дальнейшем у мальчиков (будущих мужчин!) развиваются комплексы, стрессы, личностные расстройства.
Исторически закономерно, что основная нагрузка по поддержанию стабильности в человеческом сообществе и его эффективному прогрессу в большинстве областей ложится на мужчин. Но если мужчины подвержены «нравственной эрозии», то они фактически не смогут выполнять возложенные на них функции. Для формирования современного поколения в духе гражданской ответственности, патриотизма и высокой нравственности большое значение имеет изучение и внедрение нравственно-культурного опыта предыдущих поколений.
Дагестанские этнокультурные прогрессивные педагогические традиции – главное достояние нашего народа. Они складывались веками, по крупицам собирались на протяжении всей нашей истории, передавались из поколения в поколение. Молодежь в Дагестане всегда начинала свое становление, опираясь на прогрессивные народные традиции. Морально-этические традиции помогали не только формированию достойного человека, семьи, рода и всего народа, но и способствовали сплочению всех этносов вокруг национальной дагестанской идеи.
Дагестанские народы, и прежде всего мужское население, достойно сопротивлялись не только бесконечным притеснениям со стороны феодальной верхушки, которая всячески старалась ущемить их права, закабалить свободных крестьян-узденей, но и бесконечным угрозам иноземных захватчиков. В разные исторические эпохи Дагестан подвергался нападениям со стороны сасанидов, гуннов, хазар, Чингисхана, Тамерлана, Надир-шаха, турков и других завоевателей. Дополнительные трудности создавали и суровые природные условия Дагестана. Небольшое количество пахотных земель, холодные зимы, изолированность горных районов – в таких условиях каждый кусок хлеба давался с трудом. Но все эти трудности не сломили дух дагестанского народа.
Постоянная борьба за существование, за свою независимость развивали у народа такие качества, как смекалка, личная инициатива, трудолюбие, ответственность, честность. В этих условиях выковывался особый морально-этический облик дагестанца, дорожившего своей свободой, честью, традициями и с уважением относившегося к труду.
Каковы же прогрессивные этнокультурные традиции народов Дагестана, направленные на формирование морально-этического облика настоящего человека, в данном случае настоящего мужчины?
Педагогические традиции направлены на то, чтобы подготовить человека к трудовой деятельности, семейной жизни и адекватному взаимодействию с обществом. То есть, по представлениям народов Дагестана, вступивший во взрослую жизнь мужчина должен быть хорошим работником, ответственным семьянином, полезным и активным членом общества.
О воспитании детей, еще более об обеспечении достойного воспитания ребенка мужского пола в народе заботились буквально с самого его рождения. Чеканный и немногословный стих классика дагестанской поэзии Омарла Батырая звучит как наставление:
Пусть у храброго отца
Не родится робкий сын,
Ибо должен будет он
Дать отпор врагам отца.
Пусть у робкого отца
Не родится храбрый сын,
Ибо должен будет он
Разделить позор отца.
Чтобы с малых лет формировать в новорожденном сыне социально значимые мужские качества, народ создавал веками и использовал в воспитательной практике целый арсенал средств, форм и методов воздействия. Даже имя являлось воспитательным элементом. Желая своим сыновьям силы и физической выносливости, родители давали им имена: Арслан (Лев), Болат (Стальной) и т. д. Такие имена, как Камиль (Зрелый), Кадыр (Заботливый), Рагим (Милосердный), свидетельствуют о том, что родители обращали свое внимание не только на физические, но и на нравственные качества мужчины.
Акцентируя внимание ребенка на его имени, родители с младенчества программировали у сына стремление к развитию тех или иных духовных и физических качеств. Обычной практикой считалось давать имена народных героев или весьма уважаемых людей. Рассказывая ребенку о человеке, в честь которого его назвали, ему фактически преподносили готовую модель поведения.
Модели возрастного воспитания мужчины выражены в устном народном творчестве: песнях, пословицах, поговорках, загадках и сказках.
В сказках разыгрывались различные жизненные ситуации и примеры достойного поведения, пожелания относительно морального облика человека, его нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.
Наряду со сказкой важное место в формировании облика мужчины занимала пословица. Отличительными особенностями пословицы являются краткость, емкость, конкретная направленность на формирование мужского сознания, чувств и поведения. Например, в дагестанских пословицах: «В мышку стрелять мастер, а в льва стрелять не умеет», «Настоящий мужчина выходит из овчинного полушубка (т.е. из простого народа)», «Не всякий, кто носит черкеску, – мужчина и герой» (лакские); «Подвиг одного джигита многим славу приносит», «У храброго джигита язык несмел» (даргинские); «Настоящему мужчине от слова больнее, чем от кинжала», «Не всякий в папахе – мужчина» «Настоящие когти у сокола, а не у вороны» (лезгинск.). В пословицах ярко высвечиваются одобряемые народом в мужчине качества (скромность, честность, немногословность, правдивость, доброжелательность, смелость, отважность) и осуждаемые (трусость, горделивость, мелочность).
Весьма тонко и справедливо отметил качества настоящего мужчины народный поэт Дагестана Расул Гамзатов:
Трусоватого мужчину
Если встретишь где-нибудь,
Знай, что он – не дагестанец,
Не из Дага держит путь.
Дагестанские мужчины
Мелкой дрожью не дрожат,
Своей доблестью и честью
Больше жизни дорожат!
Их враги, дрожа от страха,
Удирали много раз!
Это знает каждый камень,
Кустик, выросший у нас…
Народные традиции обязывают ни на минуту не ослаблять внимания за подрастающим поколением. Наблюдение за воспитуемым является обязанностью не только родителей и старших родственников, но и любого взрослого члена общества.
Если общественное воспитание рассматривать как одну из основ формирования нравственного облика мужчины, то огромное значение приобретает роль годекана (ежедневного мужского схода) и джамаата (жителей) села. Одной из ведущих функций годекана является социализация личности прежде всего мужского населения аула. На годекане формируется общность интересов всего джамаата, сильнее проявляется его сплоченность и товарищество.
Помимо традиций общественного воспитания народная педагогика имеет богатый опыт трудового воспитания мужчины. Народные педагоги считают, что при отсутствии трудовой деятельности невозможно сформировать полноценного человека. Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших сызмальства прививают мальчику и подростку уважение к труду и почтительное отношение к труженикам.
Народные традиции воспитания мужчины весьма многообразны и предусмотрительны. К сожалению, большинство форм и методов воспитания достойного мужчины, нравственные установки и правила народной педагогики сегодня в большинстве своем перестали быть предметом восприятия, осмысления и применения в практике современных родителей, воспитателей и широкой педагогической общественности. А между тем даже беглый анализ содержания этнических традиций и обычаев показывает, что в народной педагогике существует нечто святое, сокровенное, самобытное, веками направленное на формирование морально-этического облика мужчины. По установкам дагестанского намуса (чести и совести) каждый человек мужского пола должен с детства формировать в себе и проявлять определенные его статусом личностные качества.
Глубоко продуманное и последовательное формирование этих качеств в морально-этическом облике современных детей, подростков и юношей значительно повысило бы их социально значимый мужской статус и максимально приблизило бы становление мужчины как полноценного и достойного человека – настоящего труженика, гражданина, патриота, защитника справедливых интересов своего края и Отечества, в чем и проявили себя Герои России, сотни награждённых орденами Мужества в СВО молодых дагестанцев и 15 полицейских, пожертвовавших собою во время теракта, отважно защищая добро от зла.