Няшки Питатаюшки
– Я рисую, сидя на полу в зале. Рядом на диване, укрытая муслиновой пеленкой спит Амаль. Рисую резкими движениями, почти не касаясь своего электронного холста. Я немного тороплюсь – нужно закончить, пока не проснулась малышка. Потом вернётся из садика мой старший сын, и вечер закрутится. И побегу с детьми наперегонки и не успею никого догнать.
Гудит компьютер, что-то скрипит. А, это хомячок на кухне проснулся и сжигает калории на своем тренажере. Мне нравится Питатаюшка, которая у меня сегодня получается. Ещё длиннее, ещё объёмнее свитерок, и можно уже закрашивать. Интересно, какая она по счету? Сотая? Тысячная? Сколько человечков за семь лет я уже нарисовала? Никогда не считала, даже приблизительно не знаю. Все они хранятся в компьютере в отдельной папке. Есть ещё папка «Рitatai art», но она такая древняя. Там такой микс из первых рисунков. Я тогда ещё рисовала всяких звёзд и неизвестных мне блогеров, оттачивая мастерство и делая себе имя в пабликах «Вконтакте»… Знакомьтесь – иллюстратор Аминат Сулейманова, больше известная в Инстаграме как Питатаюшка. Она рисует таких забавных человечков, что, глядя на них, в тебе просыпаются самые нежные чувства. У каждого – большая голова, и все они очень трогательные.
– Мне всегда казалось, что мои девочки кроткие, застенчивые. Знаете, такие, к которым испытываешь тепло, которых хочется обнять. Я бы хотела, чтобы они вдохновляли быть девочкой-девочкой, не бояться быть беззащитной, нежной, скромной. Ведь это не стыдно, а прекрасно и естественно, – говорит Аминат. – А все началось с подарка будущего мужа, когда мы ещё учились в университете. Как только у меня появился графический планшет, желание связать свою жизнь с рисунками стало серьёзным. Большеголовые девчоночки с блокнотов переселились на компьютер, иллюстрации стали моей основной деятельностью, моей любимой работой. И вот мне 27, я мама двоих детей. За плечами у меня математическое образование и стаж работы преподавателем. А я работаю дома. Художником. Сама себе начальник, хотя… Чаще в моей жизни главенствуют дети.
Пока малышка спала, Аминат успела отправить рисунок баннера для магазина детской одежды. А вечером, когда дети будут накормлены и заняты своими делишками, у нее появится полчасика на то, чтобы подобрать цвета для логотипа свадебного салона.
– Думала ли я, что всё сложится так классно, когда рисовала первого в своей жизни головастика? Нет, конечно, даже в самых смелых мечтах. Но сейчас я счастлива.
– А почему – Питатаюшки?
– Питатай – это прозвище, которое я взяла себе ещё в школе. Питатаюшка – ласковая интерпретация. У этого словечка есть значение и перевод, но это мой маленький секрет.
– Вы окончили математический факультет, а рисовать где учились?
– Я рисовала всегда. Помню своих первых длинных-длинных человечков на полях книги «Конёк-горбунок». Помню некоторые, что приносила из садика. Самые смешные бабушка хранила и потом часто доставала, чтобы показать гостям. Все последние листочки моих тетрадей и тетрадей моих школьных подруг были изрисованы мною. А в университете у меня появился графический планшет. И творчество стало для меня серьёзным занятием. У меня нет художественного образования.
– А как вы пришли к иллюстрации?
– Как-то я увлеклась фэшн-иллюстрацией, «жила» в блогах известных иллюстраторов и мечтала о таких же рисунках. Решила попробовать нарисовать себя в стиле своих любимых художников, используя от каждого из них именно те техники, которые нравились мне. Некоторое время спустя появились тоненькие нежные девочки с большими круглыми головами, те самые Питатаюшки.
– Ваши рисунки – детские иллюстрации для взрослых. Почему так?
– Рисование для меня – это способ самовыражения, погружение в другой мир. А еще это невероятные эмоции, когда на чистом белом листе появляется целая жизнь. Это приносит мне большое удовольствие. Хотя рисование сейчас основной вид моей деятельности, я не хочу превращать этот процесс из творческого в рабочий. В душе каждого из нас ещё живет ребёнок. И мы, как дети, любим смотреть на себя со стороны, глазами другого человека. Люди рассказывают мне свои истории, прежде чем я приступлю к их портретам. А потом пишут мне, что не могут сдержать слез, глядя на свои рисунки, так они похожи на них. Мне кажется, я научилась через линии рук, через изгибы шеи и повороты головы выражать чувства, которые они испытывают, но о которых им самим так трудно говорить.
С самого начала я делала только то, что нравится мне. Стиль, цвет, сам вид моих Питатаюшек. Когда я начинала, не стремилась к тому, чтобы мои рисунки нравились и были одобрены другими людьми. Наоборот, посмотрите, они ведь такие нелепые – мои человечки. Но в этом, мне кажется, и есть успех любого дела. Делать искренне и только то, что тебе всем сердцем нравится. Тогда те, кто с тобой на одной волне, тебя найдут, полюбят, поддержат и останутся с тобой.
– А какой ваш любимый персонаж?
– Я люблю героев из детских сказок: «Маленького принца», «Ежика в тумане», «Алису в стране чудес».
– Казалось бы, появилась фотография, и иллюстраторы стали не нужны…
– Это два отдельных вида искусства, они шагают рядом. Каждый из них переживает свои подъемы и спады популярности. А в современном мире иногда даже переплетаются. Какая красота получается, когда соединяют фотографию и иллюстрацию! Мне очень нравится такой стиль.
– Как меняется иллюстрация со временем?
– На помощь художникам пришли планшеты и компьютеры, они значительно упростили и ускорили процесс работы. Программы сейчас позволяют рисовать в любом стиле, любыми инструментами. Акварель, масло, карандаш – всё это можно сделать с помощью одного электронного устройства и маленькой ручки. Такие цифровые иллюстрации сейчас очень востребованы. Даже в нашем маленьком городе достаточно хороших иллюстраторов, и у каждого хватает работы.
– Интересно, среди заказчиков мужчины есть?
– Удивительно, но да. Одни заказывали портреты своим половинкам по случаю знаменательных дат, другие – портреты друзей. А еще давным-давно был такой заказ: сделать дизайн для банковского сайта. И по замыслу надо было посадить на шею одному царю ребёнка, постелить им под ноги паркет. И не забыть, что директор банка любит шуточки Петросяна. Дизайн (первый в моей жизни) нужно было подготовить за выходные и принести его вместе с примерами других работ (которых у меня не было) на фирму, где я – студентка второго курса – хотела поработать веб-дизайнером. Что я имела: базовые знания фотошопа, нулевые знания веб-дизайна, знание одной шуточки Петросяна («Сама давно за 56-й размер перевалила, а всё из себя 48-й строит…»). Получился провальный, самый страшный в истории дизайна сайт. Я даже смотреть на него лишний раз не могла, до последнего думала, когда же менеджер откроет мою работу и сделает круглые глаза, а я в свое оправдание скажу: «Это бабулиных рук дело, свой дизайн я дома забыла». Но я, прикусив язык, мужественно смотрела на менеджера и представляла, что сожгу эту флешку, как только меня отсюда выставят. Однако меня попросили остаться. Повели в кабинет к другим дизайнерам, познакомили со всеми, выделили стол с компьютером и взяли на стажировку…
– Наверняка у вас есть еще какие-нибудь увлечения?
– Сейчас все мое время занимают дети. Но мне кажется, не было ни дня, чтобы голова не пухла от творческих идей. Я постоянно что-то фотографирую, пишу, снимаю на видео, зарисовываю. Я очень люблю свой блог в Инстаграме и девочек-подписчиц. Это моя творческая мастерская, книга моей жизни, которую мне приятно вести и просматривать.
– Ваш проект мечты – какой он?
– Я бы хотела написать книгу и сделать к ней рисунки. Это моя самая заветная мечта.
… Амаль просовывает свою ладошку в мою левую руку, и мы идём мимо клеточки со спящим хомяком. Мимо часов, которые уже много дней показывают полседьмого. Мимо Мухаммадика, который рисует железную дорогу, поезд и светофоры. Мимо больших зеркал со свежими отпечатками маленьких пальчиков. Через четыре минуты я положу телефон на камин. Попрошу сына скорее заканчивать рисовать и убрать фломастеры на место.