X
08:12 05.08.2008

О календаре вообще и о лунном в частности

Приближается месяц мусульманского поста - рамадан. Первое число месяца в этом году приходится на 2 сентября. И как всегда, идет активное обсуждение вопроса, какого числа мусульмане должны начать уразу и почему. Действительно, возникает вопрос: существует ли общий, единый критерий, по которому следует начинать мусульманский пост и заканчивать его? В поисках верного ответа на данный вопрос мы вынуждены вспомнить о том, что он связан с первым днем появления молодого серпа Луны, после захода Солнца, и мусульманским календарем. С ними же связана и причина, по которой мусульманские годы опережают солнечные на 10, 11, а иногда и на 12 дней. Ответы на эти вопросы интересуют мусульман не только Дагестана, но и всей России. Потому я и решил высказаться в печати и определить свою точку зрения, поскольку эти проблемы связаны с моей научной и профессиональной деятельностью.

Отметим, что с началом разумной организации образа жизни перед человеком возникают проблемы необходимости планирования своей деятельности, составления хозяйственных календарей: рассчитать, в какие моменты и периоды года, в какой последовательности выполнять те или иные виды деятельности.  А сделать это оказалось легче всего по наблюдениям за звездами и Солнцем. Известно, например, что в древнем Египте каждый раз перед разливом Нила незадолго до восхода Солнца появлялась на горизонте самая яркая звезда неба – Сириус. Звезда как бы оповещала египтян о скором разливе Нила. Кстати, этот период (7-8 августа) и у некоторых народностей Дагестана пользуется дурной славой. По народному поверью, чабанам, пасущим овец высоко в горах, предписывается спускать их к утру в долину, чтобы их не осветили первые лучи этой зловещей звезды. Лакцы, даргинцы и кумыки называют её звездой «Ттурши».

С развитием человеческого общества возникла также необходимость в фиксировании исторических событий и знаменательных дат. Каждая национальность или государство вынуждены были придумывать свою собственную систему счета больших промежутков времени, т.е. составлять собственные хронологические календари.

Второй тип календаря – лунный. Более 40 стран пользуются сейчас разновидностями лунного календаря, в том числе Египет, Турция, Пакистан, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия и др.

Календарь или летоисчисление — это система счета больших промежутков времени. Слово календарь происходит от латинского ”calendae”, которым в Древнем Риме обозначался первый день каждого месяца. Для правильного составления календаря, оказывается, необходимо иметь достаточно продолжительную естественную единицу измерения времени. Таких единиц в природе существует две: период обращения Земли вокруг Солнца – год и период смены лунных фаз – месяц. В зависимости от того, какой промежуток времени кладется в основу составления календаря, принято различать три его разновидности: солнечный, лунный и лунно-солнечный. К сожалению, год и месяц оказываются не только несоизмеримыми между собой, но и несоизмеримыми с сутками, т.е. содержат нецелое их число, а имеют соответственно 365,2422 и 29,530588 солнечных суток. Поскольку календарный год может содержать только целое число суток, то искусство составления календаря заключается в том, чтобы точно согласовать между собой календарное и истинное течение времени.

Наиболее распространенный солнечный календарь, называемый юлианским или старым стилем, был разработан александрийским астрономом Созигеном и введен в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до н.э., отчего и стал называться юлианским. Согласно этому календарю три года подряд считаются простыми и содержат в себе по 365 суток, а четвертый год принято называть високосным, и состоит он из 366 суток. Таким образом, все годы, кратные (делящиеся без остатка) на 4 в юлианском календаре, считаются високосными. Однако такая система была бы абсолютно точной, если бы истинный год содержал 365,25 суток, но на самом деле он длиннее истинного на 0,0078 суток, т.е. календарный год оказывается продолжительнее действительного, и, как следствие, за 400 юлианских лет юлианский календарь включает в себя 3 лишних суток. Если, например, в начале 400-летнего цикла весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, то в конце того же периода придется уже на 18 число.
Такая разница не могла играть большой роли в жизни отдельного человека. Но католическое духовенство реагировало на это событие достаточно обеспокоенно, т.к. расчет праздника пасхи, который наступал в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (т.е. после полнолуния, наступившего вслед за днем весеннего равноденствия) из-за сползания дня весеннего равноденствия, стал очень запутанным. Этим объясняется то, что в 1582 году папа римский Григорий XIII решил исправить календарь по проекту, разработанному врачом и математиком Луиджи Лилио. Он издал указ, согласно которому после 4 числа октября месяца надо было считать не 5, а 15, чем устранялась ошибка в 10 суток юлианского календаря, накопившаяся за 12 веков, начиная с 325 года нашей эры, когда весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Во избежание же накопления ошибки в дальнейшем было предложено исключать из числа високосных лет те годы, номера которых оканчиваются на два нуля, но число сотен, у которых не делится без остатка на 4. Например, 1700, 1800, 1900 стали простыми, хотя они в юлианском календаре были високосными; в то же время 1600, 2000 остались високосными. В России на григорианский календарь (новый стиль) перешли 1 февраля 1918 года, хотя православная церковь не приняла его и продолжает работать по старому стилю и до сих пор. Вот почему возникает разница в праздновании нового года в России по двум различным календарям. В настоящее время разница между юлианским календарем (старым стилем) и григорианским календарем (новым стилем) составляет 13 суток, и она сохранится до 2100 года, а с 1 марта этого года разница будет уже 14 дней, т.к. этот год по новому стилю будет простым, а по старому — високосным.

Второй тип календаря – лунный. Более 40 стран пользуются сейчас разновидностями лунного календаря, в том числе: Египет, Турция, Пакистан, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия и др. Такой календарь существовал и у римлян до принятия ими солнечного календаря. Основной единицей измерения времени здесь служит период смены лунных фаз (синодический месяц) — 29.530588 средних солнечных суток. А для согласования календарного и истинного течения времени их продолжительности принимают в 29 или 30 суток. Существуют различные системы построения лунного календаря. Например, турецкий календарь отличается от календаря Саудовской Аравии, который считается истинным мусульманским календарем, который и мы будем иметь в виду, когда будем говорить о мусульманском календаре. Его разработали и внедрили под руководством Амара ибн аль-Хаттаба в 638 году юлианского календаря. За начало отсчета времени (эрой календаря) был принят момент переселения пророка Мухаммеда со своими единомышленниками из Мекки в Медину, т.е. 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этом календаре год состоит из 12 месяцев. Нечетные месяцы (первый, третий, пятый и т.д.) содержат по 30. Четные же месяцы (второй, четвертый и т.д.) имеют по 29 дней. Такой счет времени был бы абсолютно точным, если бы истинный или синодический месяц (период повторения лунных фаз) состоял из 29,5 суток. Но он короче истинного месяца на 0.030588 суток. Из-за этого за 30 календарных лет или 360 месяцев набегают еще 11 неучтенных суток. Чтобы исправить календарь на эти 11 суток, в него вводят високосные годы, как и в солнечном календаре. Из 30-летнего промежутка времени, следовательно, 11 лет становятся високосными, а 19 простыми годами. Високосные годы содержат 355, а простые 354 суток. Лишний день, в високосные годы, вставляют последним 30-м числом последнего 12-го месяца Зу-ль-хиджжа. Таким образом, годы мусульманского календаря опережают годы по солнечному календарю на 10, 11, а иногда на 12 дней. Високосными в мусульманском календаре принято считать 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29 годы из 30-летнего цикла. Хотя неточность в календаре остается и еще, но ошибка из-за него в одни сутки набегает уже за 3000 лет.

Третий тип календаря — это лунно-солнечный. В таких календарях используются обе основные единицы измерения времени — год и месяц. Такими календарями пользуются, например, в Иране и Израиле. Чтобы начало года и знаменательные даты не кочевали относительно солнечного календаря, здесь время от времени добавляют дополнительный 13-й месяц. Есть и четвертый тип календарей, построенный на основе 60-летнего цикла, которым пользовались в Китае, Японии, Корее и некоторых других восточных азиатских странах, но постепенно там начали внедрять григорианский календарь, и потому обсуждать эти календарные системы подробно мы не будем.

Возникает вопрос, какую из календарных систем следует считать лучшей: солнечную, лунную или лунно-солнечную? Если бы календари были нужны только для хронологии событий, то они были бы равноправны, но человек живет по Солнцу, а его ритмы являются основными ритмами и человека. Поэтому в тех странах, где пользуются другими календарными системами, возникает потребность в разработке и хозяйственных календарей, построенных по солнечному циклу. Поэтому, по моему мнению, предпочтение следует отдать солнечному календарю.

Существующие солнечные календари, к сожалению, тоже не лишены недостатков. Разные месяцы имеют различное количество суток, одни и те же даты приходятся на разные дни недели и др. Для улучшения солнечного календаря в 1923 году был создан международный астрономический комитет по реформе календаря, который разработал проект нового календаря. Последний должен был быть введен во всем мире с 1939 г. Однако это не было осуществлено. Календарный год по этому проекту содержит четыре квартала по 91 день. Квартал, в свою очередь, состоит из трех месяцев, первый из которых имеет 31 день, а два других по 30. Кроме того, каждый квартал будет начинаться с воскресенья. В конце каждого года и перед началом нового года добавляется «безымянный» день – день нового года, а в високосные годы между вторым и третьим кварталами еще один — день високосного года. Дни нового и високосного годов будут также выходными. При таком построении календаря одни и те же дни недели будут приходиться на те же числа месяцев, как и раньше, и нет необходимости составлять календари на последующие годы.

При наличии разных систем календарей возникает, очевидно, необходимость перевода дат с одного календаря в другой. В частности, из мусульманского календаря на григорианский календарь и обратно. Многие дагестанские ученые и просветители в прошлом достаточно результативно занимались этими вопросами. Умение переводить даты из одной системы в другую важно для историков, изучающих историю и культуру народов, и особенно арабского Востока, а также археологам, занимающимся памятниками старины и др. Безошибочный перевод дат является не легким делом. Например, при переводе дат на мусульманский календарь или с него на другой нужно очень скрупулезно подсчитывать количество дней, прошедших от начала эры календаря — 16 июля 622 г. по юлианскому летоисчислению до данной даты. О трудности такого расчета свидетельствует и то, что даже в интернете по сайту «islamicfinder. Org» данные даются только с точностью до одного дня. Например, 1 числу месяца Рамадан 1429 года «хиджры» (день начала мусульманского поста) соответствует 1 сентября 2008 года, тогда как на самом деле ему должно соответствовать 2 сентября 2008 г.Автор данной статьи в своей книге «Астрономические системы отсчета» (ДГУ, 1994 г.) приводил алгоритм перевода этих дат. Но рассчитать их даже по известному алгоритму оказалось затруднительным. Поэтому мы решили на основе данного алгоритма составить программу для компьютера. В приводимой здесь таблице дано соответствие дат по двум календарям, которые рассчитаны на 10 лет.

В таблице приведены годы (верхняя горизонтальная строка) и месяцы (второй вертикальный столбец) по календарю Хиджры, на пересечении строки и столбца даны числа по солнечному календарю, соответствующие данной календарной дате по Хиджры. Например, 1 числу месяца Мухаррам 1429 года соответствует число 10-01-08, т.е. 10 января 2008 года. Високосные годы в этой таблице отмечены звездочкой * наверху.

Самые горячие споры в последние годы у нас в республике проходили по поводу начала мусульманского поста «ураза». Обсуждают, почему одни начинают его раньше, а другие позже. Что можно сказать по этому поводу?  Мы здесь частично будем ссылаться на сайт в интернете Валида Муханна (Waleed Muhanna) «The islamic (Hijri) calendar», где говорится, что «Мусульманский пост должен начинаться на следующий день после того, как вечером кто-нибудь из местного населения или даже людей из исламского мира увидит молодую Луну». Раньше, когда не было радио, телевидения, люди могли ориентироваться только по своим собственным наблюдениям. Но теперь информация распространяется мгновенно. Увидев молодую Луну в одной точке Земли, можно сразу сообщить об этом куда угодно. Хотя на данной территории она, может быть, будет видна только через три дня после новолуния, а в некоторых (полярных областях) появится еще позже. Выходит, наблюдение самой Луны в данном пункте не столь уж важно для начала или конца поста. Важно знать, что где-то Луну уже видели. Можно ориентироваться даже на день, когда пост начнется в Мекке.

Действительно, пост предназначен для физического и духовного очищения человека, который продолжается 30 дней, т.е. в течение месяца Рамадан. Если бы мы были оторваны друг от друга, как это было раньше, то люди в Мекке должны были бы начать пост в один день, в Махачкале на следующий день, в Москве – на третий день, а за Полярным кругом еще позже. В прошлые времена непосредственное наблюдение Луны было единственным способом определения начала, по которому любой человек на Земле (находясь в степи ли или в горах) мог бы установить начало или конец, хотя это происходит на различных широтах и в различные дни. Тогда не было другого выхода. Поэтому вполне вероятно, что в силу ограниченности своих знаний люди могли держать пост и 29, и 30, иногда и больше дней.

Теперь обстановка изменилась коренным образом, люди оперативно общаются между собой  с любых точек Земли, и не использовать такие возможности было бы неразумно. Более того, мусульманский календарь составлен таким образом, что в день 1 числа месяца Рамадан уже в какой-то точке Земли должен начаться пост, и соответствующая информация мгновенно пойдет по всей планете. В приведенном выше сайте Валида Муханна это число названо началом поста. Такая определенность начала уразы, по нашему мнению, послужила бы не только организованному началу самого поста, но и способствовала бы сплочению всех людей, исповедующих ислам, и мусульмане всего мира праздновали бы байрам одновременно. Договорившись начать пост 1 числа Рамадана и заканчивая через 30 дней, в первый день месяца Шавваль, мы решаем еще одну важную проблему, а именно — будущие космонавты или астронавты — мусульмане будут знать, когда им следует поститься, ибо в космосе они встречают новую Луну примерно через каждые 90 минут. А люди за Полярным кругом и на самих полюсах Земли спокойно смогут выполнять свои обязанности, несмотря на то, что Луна подолгу может быть и не будет видна.

Подытоживая сказанное, хочется напомнить еще раз, что выбор начала уразы в различных населенных пунктах и в различные моменты времени является естественным явлением. Так было спланировано с самого начала, и оно законно, т. к. иначе сделать тогда было просто нельзя. А объясняется это просто: люди были разобщены, и не было связи между ними. Теперь дело другое, связь между любыми точками Земли устанавливается мгновенно. Есть, кроме того, календарь, по которому уверенно можно определить начало и конец поста (с 01-09 до 30-09 включительно). Было бы, конечно, хорошо, если бы все так и поступали. Думаю, со временем так и будет.

Статьи из «Общество»

По совету дяди

26
В нашем городе всё больше и больше становится бородатых мужчин. Большинство из них – молодые...

Рыбный язык

7
Когда мы думаем о коммуникации в животном мире, рыбы обычно не приходят на ум первыми. Однако...

Осколки счастья

9
Когда где-то рядом случайно разбивается чашка или тарелка, в ответ почти автоматически...

Ну, прогноз, погоди!

13
Несмотря на развитость интернета, во многих странах до сих пор по телевизору показывают...

У природы нет плохой погоды

12
Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в...

Особое задание

13
Анна Елецкая из Махачкалы в годы Великой Отечественной войны сражалась с ненавистным врагом...

Смелого судьба бережёт

14
Выпускник Махачкалинской средней школы № 1 Шетиель Абрамов (на снимке) летом 1941 года окончил первый курс Грозненского нефтяного института. Казалось, впереди ждут...

Особенным детям – особое внимание

12
Дом дневного пребывания «Жизнь без слез» – учреждение с...

Экология должна быть безопасной

15
В Национальной библиотеке РД им. Расула Гамзатова прошло...

Шесть причин не доверять блогерам

7
Недавно спросил младшую дочь, кем она хочет стать,...

Эвтаназия для друга человека

10
Друг человека – это, конечно же, собака. Собачья преданность… В этих двух словах – вся...