III
В Дагестане гражданского общества, которое якобы перешло в новое состояние, не было никогда. Ни в древности, ни в советские времена. Слухи об этом преувеличены. (Доказательства в предыдущей главке и ниже.) Что же касается коррупции, то она, наверное, не была введена у нас неким приказом и не приставили по русскому милиционеру из центральной России к каждому дагестанцу, чтобы он не отклонялся от требований, которым противостоит всё его естество (“даже перед страхом смерти”!).
В “Воспоминаниях муталима” Абдуллы Омарова, изданных в 1868 году, есть эпизод, где рассказывается, как он невольно услышал часть разговора отца с гостями: “ Да вот хоть бы и наш теперешний кадий Курбан, – сказал опять второй, — собирает закат для учеников, а их у него никогда и не бывало! Он и табак нюхает, и бузу пьет.”
Побывай Гоголь в Дагестане, возможно, это подвигло бы его к написанию ещё одних “Мёртвых душ”. Если, конечно, его не выкрали бы и не посадили в яму с требованием выкупа.
***
У Гасана Алкадари – внука Магомеда Ярагского – в “Ассари Дагестан” (исторические сведения о Дагестане) можно в изобилии найти сообщения подобного типа: “Кайтагский уцмий Амир-Гамза, собрав из своих людей и прочих дагестанцев до трех тысяч конницы, прошел через Дербент, Кубинский уезд и Ширван и двинулся на город Ардебиль. Перебив горожан, выступивших на защиту общества, он велел разграбить город, а потом с имуществом и обильной провизией повернул оттуда на Гянджу. Точно также разграбив город Гянджу и перебив там людей, оказывавших сопротивление, он отправился в Нухинский уезд, оттуда прибыл по Ахтинской дороге, прошел через Кюринский округ и Табасаран и вернулся в свое владение. Население чужих владений по дороге вместо сопротивления оказывало ему из-за страха почет и внимание.” Ну и где здесь благородство, честь и достоинство как со стороны этой банды, собранной со всего Дагестана для грабежа, так и тех, кто оказывал “из-за страха ей почёт и внимание”? Что этот самый Амир-Гамза потерял в Ардебиле и Гянзе за сотни километров от своего Кайтага? Почему он направился туда, беззастенчиво попирая заодно и суверенитет “других владений”, через которые следовала его “сборная Дагестана”?
А вот для разнообразия другое сообщение от того же Алкадари про то, что “правители” Грузии заключили с аварским ханом Умаханом “соглашение, по которому взамен оставления их в покое, они ему обязаны были ежегодно уплачивать пять тысяч рублей денег, а он их не будет огорчать хищениями и грабежами”. Очень благородно и, главное, толерантно. Даже огорчать не будет.
***
Дагестан прошлых веков — это лоскутное одеяло из феодальных владений и вольных обществ, бесконечно воюющих и друг с другом, и свои против своих (брат с братом, племянник с дядей и пр.). Они постоянно вступают в какие-то союзы, предают эти союзы, объединяясь со вчерашними противниками, совершают разбойничьи набеги к соседям или куда подальше, и никаким благородством нигде не пахнет. Параллельно с этим безжалостным миром хищников, естественно, существовал и мир землепашцев, ремесленников, купцов, которые в условиях жуткого беспредела трудом очень тяжёлым и зачастую опасным добывали хлеб свой насущный и вдобавок содержали всю эту феодальную “саранчу” с их нукерами. Они же, кстати, в первую очередь становились и жертвами набегов и противостояний.
***
В тех же “Воспоминаниях муталима” Абдуллы Омарова есть описание визита казикумухского хана в одно из селений. “Старшина и его родственники все это время хлопотали о приготовлении приличного угощения для хана и его свиты. Несколько раз ездили в Цудахар за разными напитками и привозили оттуда самые редкие, не виданные и не слыханные до тех пор в селе водки, вина и ливеры; привезли также и значительное количество чистого спирта… (и это в благословенном шариатском Дагестане! – И.У.) Хан остановился у старшины, а нукеры его были размещены по домам более состоятельных хозяев; у некоторых из них таким образом оказалось на постое даже по 5 – 6 человек. Кому из нукеров не нравился свой кунак по бедности или по нраву, тот самовольно отправлялся к кунаку своего товарища. Скоро пошли споры нукеров с жителями: первые требовали от последних всяких удовольствий, а не то отбирали у них силою все, что только хотели, причем ругали и били нагайками, а вечером пошла охота на кур и петухов… Ночью везде раздавались песни и началось пьянство; но главный кутеж был у старшины. Там гремели зурны, бубны, барабаны, балалайки и другие горские увеселительные инструменты. Туда же чауши собирали силою и красивых девушек. Я ходил вместе с товарищами поглазеть на этот пир к дому старшины. Там была большая толпа мужчин, женщин и детей. Из дома слышны были звуки песен и крики нукеров, а иногда и голос самого хана. Большая часть долетавшего до нас говора состояла из самых неприличных, бранных слов…” Вот вам и гордые уздени, и толерантность, и благородство. Вместе с тем не следует считать, что только Дагестан был скопищем всех перечисленных выше мерзостей. Когда-то в Европе они тоже были типичны в условиях феодальной раздробленности. Просто в своём историческом развитии мы отставали от них на несколько веков. Впрочем, не надо ходить за примерами в далекие Европы. Достаточно вспомнить историю русских княжеств до возникновения централизованного Российского государства. “Мельница истории”, пусть и с разной скоростью, но перемалывает все народы по одним и тем же лекалам.
***
Но вернёмся к сегодняшним реалиям. “ Народовластие в современном Дагестане отсутствует, на наш взгляд, ввиду жёсткой встроенности республики в авторитарную федеральную вертикаль власти”.
А вот взгляд из Москвы. Борис Немцов: “де-факто конкретно Чечня, а сейчас уже Ингушетия и, возможно, Дагестан – они не входят в общее конституционное пространство РФ, де-факто живут по тем правилам, которые сами себе установили”. Адвокат и популярный блогер Алексей Навальный: “Кавказ по сути не является частью Российской Федерации”. У читателей, которые ознакомятся со столь несовместимыми друг с другом оценками причин одного и того же явления, невольно пойдёт голова кругом. Однако таковых будет не особенно много. Московская публика, воспитываемая “экспертами” типа Немцова, лишний раз убедится, что Северный Кавказ – это “чёрная дыра”. Что же касается дагестанского народонаселения, то оно воспитывается в том числе и твердящими без устали, что все наши беды не от нас самих, а от федерального центра с его вертикалью, которая вяжет руки и не даёт простора собственной инициативе. Вот центр берёт почти на полное своё содержание наши школы, больницы, пенсионеров, инвалидов… и требует, чтобы выделенные средства ни на что другое не расходовались. А что заработаете свыше предусмотренного на содержание социалки, расходуйте по собственному усмотрению. Разве это не вяжет руки? Ещё как.
***
Подобных взглядов — не менее экзотических, чем представления московских “экспертов” о Дагестане, целая коллекция. Например, в среде национально озабоченных достаточно популярно мнение, что из-за козней Москвы, навязывающей всем русский язык, в дагестанских школах и вузах не практикуется преподавание на местных языках. Я как-то предложил одному из таких оригиналов, не прибегая к заимствованию терминологии из русского языка, сформулировать на своём родном теорему Пифагора (квадрат, гипотенуза, катет…) из курса средней школы, чем поставил его в тупик. Тем не менее, осталось впечатление, что это его совершенно не смутило, и мнение своё он нисколько не изменил. Мысли же о том, как обеспечить преподавание на всех языках Дагестана одного и того же предмета в школах, колледжах и вузах, на каком профессиональном языке должны общаться между собой на производстве выпускники этих учебных заведений, судя по всему, даже и не приходили ему в голову. Ещё более широкое хождение имеет миф о еврейском заговоре, из-за которого у нас всё столь плачевно. Когда же просишь назвать хотя бы одного еврея, который в Дагестане допущен к каким-то серьёзным рычагам власти на республиканском или даже муниципальном уровне, на тебя смотрят как на чудака, который не посвящён в тайны еврейских манипуляций дагестанской властью на расстоянии. А вот они-то посвящены и знают. Наверняка, эти «евреи-гады» берут на своё почти полное содержание дагестанские муниципалитеты с целью не дать им развиваться и достичь полной экономической самостоятельности. Евреи оккупировали у нас всё. Это они бьют фонари, ломают скамейки в парках и забрасывают пластиковые пакеты на деревья… Ну точно – “кругом одни евреи”. Невежество некоторых представителей великого дагестанского народа есть сила великая.
***
“Инструментом же обеспечения справедливости в обществе мусульманам представляется шариат – свод исламских законов. Он, по их твёрдому убеждению, гарантирует гуманную организацию всех институтов общества, и на фоне крайне несбалансированного, нестабильного светского законодательства, часто не стыкующегося с этикой горцев, взоры пассионарной части молодежи Дагестана всё чаще обращаются к шариату…”
А почему бы всем благородным дагестанским мусульманам до наступления лучших времён самим не начать жить по тем нормам шариата, которые не вступают в противоречие с действующим светским законодательством и даже им поддерживаемым? Скажем, не пить, не воровать, не сквернословить, не лжесвидетельствовать, не брать и не давать взятки?.. У нас практикуется очень удобная для всех позиция — чуть что, ссылаться на несовершенство законов. Идеальных законов нет нигде в мире, и поэтому хотя бы в той же Англии они шлифуются веками. В то же время российская правовая система в своей основе достаточно сбалансирована и стабильна и с этикой горцев прекрасно стыкуется, потому что горцы – это такие же, как и все, люди, а не сверхчеловеки или марсиане. Но законы государства — это не законы природы, которые действуют неумолимо вне зависимости от нашего желания. Законы должны соблюдаться. Это известно ещё из Римского права, которому 2500 лет. Когда же законы принимаются, а общество, игнорируя их, продолжает жить по понятиям, то вопросы не к законам, а к самому обществу, к государству. От того, что введут шариатские законы, они что, сами будут выполняться? И не следует, вводя людей в заблуждение, культивировать мифы о тех благословенных временах, когда в Дагестане царил шариат. Никогда он у нас не царил. Я уже цитировал из “Записок муталима”, которым 150 лет, и про вороватого кадия, и про открытую торговлю спиртным, и про хамство, и безудержное пьянство тех, кто должен был служить примером для остальных. Да и в народном эпосе поговорки и хабары про жуликоватого муллу, наверное, возникли не на пустом месте.
***
“У нас было замечательное демократическое прошлое, опора на которое может обеспечить по-настоящему светлое будущее… Среди многих причин, обеспечивших исламу столь прочные позиции в Дагестане, главное место занимают идеи социальной справедливости, равенства людей перед Богом и законом, дух толерантности, умеренности и здравомыслия”. Я, по понятным уже читателю причинам, не считаю, что у нас было такое уж замечательно демократическое прошлое, но пусть будет так. А кто мешает и сегодня нам — таким несгибаемо идеальным не мошенничать, не убивать, не покупать или продавать голоса на выборах?.. Кто заставляет некоторых наших земляков проявлять за пределами республики такой дух “толерантности”, ”умеренности” и “здравомыслия”, что от них, как от прокажённых, шарахаются местные жители? Разве в дагестанской и российской конституциях, как и в исламе, главное место не занимают идеи социальной справедливости и равенства людей перед законом? Разве в них отсутствует дух толерантности? Да и сам ислам сейчас вроде бы не в загоне и должен подсобить. Где тот дядя, который не даёт всем нам проявить такие свои замечательные качества, от которых нас буквально распирает? Виноваты чиновники, судьи, милиционеры, депутаты? Но разве они засланы откуда-то, а не такие же замечательные, как и мы, дагестанцы? К тому же, при всём своём желании они не в состоянии заставить нас — несгибаемых, например, красть или врать, если сами не захотим того. Проза жизни, нравится нам это или нет, заключается в том, что дагестанцы никакие не сверхчеловеки и ничем особым не отличаются от других народов мира. Хорошее и плохое в нас намешано в тех же соотношениях, что и в других, и каждый сам выбирает ту дорогу, по которой идёт.
(Продолжение следует).
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




30