О жизни во многих культурах
Один из теоретиков информационного общества И. Масуда выдвинул концепцию, согласно которой оно будет бесклассовым и бесконфликтным, обществом согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом.
Особо подчеркивается: в этом обществе возрастает ценность культурного досуга. Правда, при этом не уточняется, будет ли тогда сохранена культура прежних общечеловеческих ценностей или она будет качественно иной. Об этом впору поразмышлять, когда мы отмечаем профессиональные праздники хранителей и создателей культуры — сотрудников музеев и библиотек, деятелей театров и концертных организаций, специалистов домов культуры, городских и сельских клубов, коллективов художественной самодеятельности — День работника культуры и Международный день театра.
Еще не так давно теоретики культуры сопоставляли ее с цивилизацией, осмысливали и обосновывали противоположные их признаки, которые представлялись незыблемыми. Считалось, что культура аристократична, органична, национальна в противоположность демократичной, механичной, интернациональной цивилизации. Признавая за культурой наличие души, ее благородство и религиозность, в то же время опасались наступления цивилизации, культивирующей жизнь вне смысла, оборачивающейся роком культуры (О.Шпенглер). Так и вышло — своеобразная количественная агрессивность цивилизации отрицательно сказалась на традиционных качествах культуры, и это становится все более явственным. Как подчеркнул в свое время З. Фрейд, в системе современной культуры содержится ряд антикультурных компонентов, в силу которых "бесконечное множество культурных людей, которые отшатнулись бы от факта убийства, не отказываются от удовлетворения своей жадности, агрессивности, своих сексуальных желаний, не упускают случая, чтобы навредить другим путем лжи, обмана, клеветы, если только это пройдет для них безнаказанно". Перемены в качествах культуры философы объясняют поворотом от тенденции возрастания рационализма в мировом духе, достигшей своего апогея в ХХ веке, к его бессознательному началу. Они говорят об изменении природы мышления и духа, о замене разума инстинктами, о неуклонном выдвижении на первый план в жизни воли, бессознательного, чувства, переживания, веры, интуиции…
Изменения в сути культуры стали радикальными с вступлением человечества в информационное общество и в эпоху глобализации. Начинается "виртуализация" реальности, когда в бытии человека возрастает роль вымышленного, воображаемого; для открытости его существования в коммуникации понадобились симулякры — копии никогда не существовавших оригиналов. Отрыв культуры от своих жизненных основ усугубляется с появлением Интернета, когда усиливается навязывание стереотипов массовой культуры за счет подавления национальных, размывания их границ, преодоления языковых барьеров. Под угрозой исчезновения и слияния в одну общечеловеческую оказались так называемые закрытые этнические культуры (Д.Белл). Возникла господствующая пока на Западе так называемая постмодернистская ситуация в культуре — сосуществование новаций с традициями, полное стирание граней между различными и противоположными, прежде самостоятельными сферами культуры и уровнями сознания — между научным и обыденным сознанием, философией и литературой, высоким искусством и китчем…
Интернет подрывает основы монологического начала и авторства в культуре, закрепляет переход от произведения к конструкции. Произведение современного художника в силу накопленного человечеством культурного опыта перестает быть первичным, в нем все больше "отголосков" других творений, оно предстает как совокупность цитат. Открытость и доступность культуры каждому и возможность влиять на нее каждого нарушают чистоту искусства как оригинального творческого деяния. Исчезновению прежнего традиционного искусства как уникального неповторимого творения народа и его гениев в современном постиндустриальном обществе способствуют и его невиданные возможности технического воспроизведения и тиражирования любых произведений искусства. Стыкуя деструкцию с творчеством, цитирование с созиданием, культура постепенно стирает грани между разрушением и созиданием, серьезностью и игрой.
Превращение всего и вся в игру бесследно не проходит и для игрового искусства — театра. Разговор о нем также кстати в связи с отмечающимся 27 марта Международным днем театра, установленным в 1961 году IX конгрессом Международного института театра с целью укрепления мира и дружбы между народами, расширения творческого сотрудничества всех деятелей театра. Каковы тенденции развития театрального искусства, старейшего и консервативнейшего жанра, когда постмодернистское умонастроение минимизирует смыслообразующее, этическое, эстетическое… Способен ли в этих условиях театр выполнять свою традиционную функцию — культивировать гражданственность и национальное чувство, преодолеть разобщенность человека и мира, волнует и мастеров сцены, и миллионы зрителей. Как скажутся на театральном искусстве абсолютизация иронии, запрет на серьезность, уход культуры от содержательности, пренебрежение сюжетом, отсутствие замысла? Считается, что постмодернизм — элитная реакция на массовую культуру, на ее тотальную коммерциализацию, и если у элитной части культуры такие тенденции, то что будет с театральным искусством? Сохранятся ли искренность и злободневность театра, когда отправным моментом современной художественной культуры становится образ хаотического сверхсложного мира, когда постмодернизм предстает как изображение мира, о котором нет знания, распадается его философская картина, идеализируется агностицизм?
Казалось бы, надо радоваться тому, что культура, искусство и театр в Дагестане функционируют как носители истины, прекрасного и героического прошлого, поклонения славным страницам истории. Но натурализм, реализм, романтизм как отражения национального и природного бытия, в котором жили и живут дагестанцы, через все еще непонятый и недооцененный нами формализм рано или поздно сменятся искусством постмодернистского выражения универсального человеческого бытия. Отрадно, что в республике провозвестниками этих тенденций становятся талантливые молодые музыканты и художники. В этой связи знаменательны вернисажи Первой галереи и павильона Во-Арт, где на прошедшей неделе были выставлены полотна Тимура Мусаева-Кагана и Гюльмиры Ибрагимовой под симптоматичным названием "Глубина поверхности". Художественная серия "Переплетения" первого и "Точка отсчета" второго автора в равной мере пытаются преодолеть и транслировать иррациональное, назвать ускользающее, выразить невыразимое — открытость личности человека, ее невмещаемость, отсутствие границ и децентрированность ее бытия… Эти и другие новые стороны социальной реальности уже фиксируются в той или иной мере в литературе, поэзии, публицистике, театре, музыке, хотя собственными постмодернистскими жанрами (флюксус, хэппенинг, перформанс …) дагестанская культура еще не может похвастаться.
Вдумчивый читатель спросит: надо ли об этом сожалеть? Судите сами. То, что нам сегодня представляется как очевидная девальвация духовной культуры, связано со сменой ценностей и утверждением иной их системы. Относительное материальное благополучие и свободы, которыми обеспечило людей общество потребления, позволяют сегодня реализовать их подлинные желания. И здесь казавшееся вечным чаще проигрывает сиюминутному, высокое — шаблонному. Соответственно, в творчестве становится все больше художественного производства, которое усиливает развлекательное и игровое. Человек меняется. В период расцвета материального производства, демократических свобод в области экономики и политики личность была деятельной и социально активной, умело сочетающей в собственных интересах возможности государства и общественных институтов и объединений. Новая личность информационного общества не обременена культурно-нравственными традициями и нормами, определенными политическими позициями, она инстинктивна, естественна, не подвержена условностям, она скорее апатична, равнодушна, чем активна и т.п. И в процессе инкультурации в таком обществе личность как бы пребывает на уровне детства — механического освоения языка, этикетных и религиозных норм и т.п. социальных ценностей, не приобщаясь к рефлексивным и творческим механизмам вхождения в культуру. Хотя для успешного функционирования личности в новой сверхнасышенной информационной среде ей и предъявляется целый ряд специфических требований. Наш продвинутый современник должен уметь выделить и отфильтровать информацию о тех или иных артефактах из большого информационного потока, кратко и точно сформулировать сообщения или запросы, быстро обрабатывать полученную информацию…Все это настолько важно, что возможность одновременного общения различных национальностей, религий, континентов и т.п. предполагает даже формирование новых человеческих взаимоотношений на основе специфической Интернет-этики.
Как же жить, и в какой культуре жить нам, дагестанцам? Думаю, что надо жить во всех наших культурах. Попытаться сохранить и взять с собой все ценное из прошлого, не отрываясь от него, в то же время — идти вперед, обретая и осваивая все достойное новое. Эклектика постмодерна узаконивает право каждого на выбор собственной культурной ниши. Тогда и культура наша будет расцвечена красками многих эпох, и это будет наша, дагестанская культура на основе присущего всем этносам культурно-исторического контекста, важнейших для народов региона событий и культурных ценностей — ментальности, языка, религии… И что особенно важно в эпоху резкого снижения этнокультурной безопасности — не прибегать во имя сохранения собственной культуры к установлению авторитарного или этнокланового режима власти, не эксплуатировать этногенетические мифы о превосходстве происхождения и исключительности своего народа. Иначе нас ожидает самозамыкание этноса и уж точно — деградация его культуры. Путь один — расширение этнокультурного пространства до размеров, способных его сохранить во взаимодействии с другими духовными образованиями в общероссийской и мировой культуре.
Мустафа Билалов, профессор