Оборона важного звена
В этом году будет отмечаться 74-я годовщина со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 9 Мая 1945 года стал счастливым днем для всех граждан страны, многие из которых защищали Родину от немецко-фашистских захватчиков. Одним из них был заслуживший почёт и уважение ветеран войны Юрий Антонович Петрухин, которому в этом году исполнится 92 года.
Юный призывник
Юрий Петрухин родился 23 августа 1927 года. Когда в 1943 году он получил повестку из военкомата, ему было всего 16 лет. Вы только подумайте: 16 лет! В этом возрасте современная молодежь, обучаясь в 10-11 классах средней школы, только входит во взрослую жизнь, а Юрию пришлось защищать Родину от врага.
В то тяжелое для страны время защита родной земли от опьяненного победами в Европе противника была делом чести, и многие из тогдашних защитников Отечества попадали на фронт, записываясь в ряды добровольцев.
После распределения в республиканском военкомате Юрия Петрухина определили на службу в железнодорожных войсках СССР, в части, которая базировалась на Северном Кавказе. Железнодорожные войска до 1989 года представляли собой специальные войска в составе тыла Вооруженных Сил СССР. В них входили органы управления, соединения, части, учреждения и предприятия.
Первостепенный фактор
Солдаты и офицеры этого рода войск участвовали в строительстве стратегических железнодорожных магистралей, в ликвидации последствий стихий, аварий и катастроф на железных дорогах государства.
Незадолго до начала военных действий перед железнодорожными войсками была поставлена задача сооружать, ремонтировать, восстанавливать и защищать железнодорожные пути при поддержке военнослужащих Красной Армии, которые обороняли железнодорожные узлы и станции от нападения врага. Эти работы солдаты железнодорожных войск нередко проводили и под огнем вражеских орудий.
В годы Второй мировой войны было немало случаев, когда фашистские самолеты целенаправленно бомбардировали станции и стратегические объекты на железнодорожных путях. Ведь по железной дороге перевозились личный состав армии, оружие, техника, горюче-смазочные материалы для военных нужд страны.
Обширные пространства боевых действий на всех фронтах, а отсюда и повышенная потребность в перевозках превратили железные дороги в военный фактор первостепенного значения. И немцы понимали, что, если пресечь эти поставки для Красной Армии, это существенно приблизит их к заветной цели – захвату СССР.
Переломный момент
Рассказывая о том, как для него началась Великая Отечественная война, Юрий Антонович первым делом поделился своим видением событий 22 июня 1941 года.
— Хорошо помню, каким был день накануне нападения фашистской Германии на Советский Союз. 21 июня 1941 года стояла ясная погода. Яркое летнее солнце вселяло в меня и моих сверстников отличное настроение. На следующий день погода была такой же хорошей, но наше настроение было омрачено известием о начале Великой Отечественной войны. Хотя мы были по сути детьми, но понимали, какие последствия несет эта весть для советского народа и страны.
Особенно сложными были первые два года войны – с 1941 по 1943 гг. Противник напал на нашу страну вероломно, неожиданно, имел более совершенное оружие, ведь на военную машину Германии работало по существу пол-Европы — в захваченных странах. Вследствие всего этого они завладели стратегической инициативой, которую Красной Армии перехватить было очень сложно. Но благодаря высокому духу, мужеству и стойкости советских воинов и всего народа немецкая машина, рассчитывающая на скорую и легкую победу, начала буксовать.
Немаловажным фактором послужило и то, что советские люди и военнослужащие отдавали служению Родине все силы до последнего. Велика была сила патриотизма, мы любили свою Родину и готовы были отдать за нее жизнь.
Боевая задача
Юрий Петрухин, поступил на службу в железнодорожные войска, расположенные на Северном Кавказе. Участок железной дороги, проходящей через этот регион, имел очень важное, стратегическое значение, по нему на перерабатывающие заводы страны поставлялись нефть и нефтепродукты из Баку.
Немецкое командование не только пыталось приостановить поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы нашей страны, но и мечтало завладеть Баку и нефтепромыслом для удовлетворения собственных потребностей в топливе. Поэтому первостепенной задачей фашистов на Северном Кавказе и в Закавказье было овладение нефтяными запасами Азербайджана. Гитлер намеревался в случае захвата Баку, за счет успешного проведения операции «Эдельвейс», превратить город в крупный военный объект и готовить наступление на весь Восток.
— Заступив на службу, я с боевыми товарищами занимался работами, которые обозначило перед нами руководство. Мы занимались строительством, ремонтом, восстановлением и защитой железнодорожных путей. Работы было много, трудились дни и ночи напролет, но ни на что не жаловались, понимая, что наши усилия так необходимы Родине. Отличная служба и боевые заслуги, мои и товарищей, были отмечены медалями и орденами.
Добавлю, за годы Великой Отечественной войны железнодорожными войсками СССР совместно с другими ведомствами было восстановлено и построено почти 120 тысяч километров главных, вторых и станционных путей, более 15 тысяч искусственных сооружений. Немало подвигов совершили воины железнодорожных батальонов и непосредственно в боевых столкновениях с врагом.
Запоминающийся случай
В ходе боевого дежурства Юрий Антонович стал свидетелем одного интересного эпизода, который случился незадолго до окончания войны и на всю жизнь запечатлелся в его памяти.
— Хотя память моя уже не та, что была 75 лет назад, но этот эпизод в ней сохранился навечно. В один из дней я, один офицер и водитель-немец отправились на автомобиле на соседнюю станцию вдоль железной дороги. По пути неожиданно произошла поломка нашего транспортного средства. Посмотрев машину, немец пробормотал, что устранить поломку он не в состоянии — под рукой нет необходимой запчасти. На наше счастье, навстречу ехала другая машина, за рулем которой был русский водитель. Он осмотрел автомобиль и на место требуемой запчасти вставил кусок свеклы, которую вез на полевую кухню. «Теперь вы сможете доехать до места назначения», – сказал он. И знаете, мы действительно доехали до этой станции. Приехав на место, немец сказал нашему офицеру: «После этого я не удивляюсь тому факту, что вы дошли практически до Берлина».
Этот День Победы
Каждый из ветеранов войны с особым волнением говорит о Дне Победы, этого момента они ждали почти четыре года. И Юрий Антонович делился своими воспоминаниями об этом дне с особым трепетом.
— В первую очередь мне хотелось бы отметить, что я безмерно счастлив, что родился в Советском Союзе и, будучи гражданином великой страны, смог разделить со своими соотечественниками не только горечь войны, но и безмерное счастье Победы над фашистской Германией. Фашисты капитулировали, так и не сумев сломить высокий, несгибаемый дух нашего героического народа. Все мы были очень счастливы, мирные жители и солдаты обнимали друг друга со слезами на глазах и поздравляли с этим знаменательным событием. Одолеть врага нашему народу помогли любовь к Отечеству, терпение, мужество, стойкость.
Мир без войны
Юрий Антонович Петрухин высказал пожелание современной молодежи, которая благодаря героизму советских солдат получила право жить в свободной стране.
— Желаю всем дагестанцам мира без войны и чистого неба над головой. Никому не пожелаю испытать того, что в свое время пришлось испытать нам. Война – это страшное дело, которое ломает судьбы людей и обрекает их на страдания. Эта мирная тишина досталась нам дорогой ценой. Важно, чтобы современное поколение об этом никогда не забывало. Уважайте старших, воспитывайте в себе любовь к Родине и к своему народу. Берегите и цените друг друга!