Обретая силу духа
Обращаясь к истокам, традиционным ценностям, четко осознаешь, что гражданственность, патриотизм – не отвлеченные, а конкретные, обозначенные понятия, смысл которых кроется в народных традициях, корневой основе, а значит, в готовности, не задумываясь, защитить свой народ, свою страну, а если надо, то и жизнь отдать за нее, вкладывая в смысл этих слов тот посыл духовности, нравственности, что характеризует народ особой ментальности, мудрый, мужественный, способный на поступок, подвиг.
И это то главное, что сохраняется в идентичности российского народа – независимого, гордого, крепкого духа, победить который невозможно.
Так уж сложилось, что в нашей стране государственные праздники со временем становились семейными, связанными с близкими и понятными для нас вещами. За праздничным столом советские люди отмечали 1 Мая, 9 Мая, «ноябрьские», превращая красные дни в календаре в традицию. И становились сильнее не потому, что процветали экономически, а в результате той приобретенной силы духа, что зовется патриотизмом, национальной идеей.
Смена эпох повлекла за собой новые символы, идеи и устремления, оказавшиеся для основного населения во многом чуждыми, оторванными от того, что было свято, связано с прожитой жизнью. И отрывая от себя впитанное с молоком матери чувство сопричастности к тому, что происходит на твоей земле, в нелегкие перестроечные времена, выдержав, страна прошла через трудные испытания. Отдирая с кровью прежнюю жизнь, многое переосмыслив, пытаясь найти ту сердцевину, что позволила бы определить искомое, чтобы решить для себя, где остаться: там, в другой жизни, или в той, новой, нарождающейся, ломающей привычные представления, обрушивая устоявшееся, привычное, страна обрела статус новой российской государственности.
Это был трудный период, поскольку новая политическая система формировалась в условиях псевдореформ, полосующих по-живому, что впоследствии привело жизнеспособную систему в плачевное состояние. Рынок оказался не той вожделенной свободой, о которой нам толковали «перестройщики», а кабалой, последствия которой мы пожинаем и сегодня. Что ж, наверное, нам надо было пройти и через это, чтобы вновь, поднявшись с колен, строить свободное общество в пространстве без границ.
Вместе с новыми идеологическими воззрениями возникли новые атрибуты российской государственности: двуглавый орел и праздник новой России – День Государственного флага РФ, утвержденный в 1994 году. Триколор стал провозвестником новой России, демонстрируя незыблемость прежней российской дореформенной империи и государства, олицетворяющего свободную от прежних стереотипов республику.
Стал ли для среднестатистического россиянина Государственный флаг тем символом страны, гражданином которой он является? Думаем, что он постепенно укреплялся в сознании человека, пережившего вместе со своей страной лихие времена, гражданские войны, громкие теракты, убийства политических лидеров, когда мы с лихвой ощутили на себе экономическую, политическую нестабильность, слабость и продажность прежних руководителей.
И только с приходом национального лидера В. Путина страну перестало лихорадить, и она, словно отряхнувшись от тяжелого летаргического сна, стала вновь обретать прежнюю мощь, неистребимую тягу к своим корням, истокам, дающим новую жизнь кроветворной системе ослабшего организма, прорастающей животворными артериями, соединяющими в единое целое одну страну, один народ.
На самом деле для каждого из нас Государственный флаг не просто атрибут государственности. Ведь если задуматься, то в палитре его цветов заложен глубокий смысл, каждый из которых символизирует мужество и верность, целомудрие и благородство, любовь и преданность, смелость и великодушие российского народа. Дагестанцы, как неотъемлемая часть Российского государства, остаются неизменными в своих пристрастиях. Они, как и прежде, уверены в том, что малые народы подпитывают великую страну той силой, что объединяет многочисленные этносы, исторически живущие на этой земле много веков в дружбе и мире. И никакая сила не разъединит россиян, на генном уровне ощущающих то общее, что свойственно большой многонациональной семье.
Наверное, это то самое единение, что лежит в основе общегражданской идентичности, о будущем которой так много сегодня спорят ученые, эксперты, политологи. На самом деле, как нам кажется, все просто.
Только надо суметь научить каждого гражданина любить свою Родину сызмальства, со школьной скамьи воспитывая маленького человечка, только делающего первые шаги, воочию убедившегося в том, как отец и мать, старший брат или сестра бережно относятся к окружающей природе, старикам, немощным, тем, кто нуждается в помощи. Потому что все это – тоже твоя Родина. Как родина – дорога, ведущая к твоему дому, к растущему деревцу, посаженному твоей рукой, ко всему тому, что дорого и свято.
Важно, чтобы и учитель стал для подрастающего поколения духовным наставником, нравственным стержнем, на который, как драгоценные камни, нанизывается все то, из чего складывается жизнь гражданина своей страны. Сегодня учитель – ключевая фигура. И он не только источник знаний, но и человек, от которого зависит мировоззрение молодого поколения. Но вместе с тем надо понимать, что всем нам необходимо бережно сохранять, не подвергая забвению, то исконное, что отличает национальное самосознание, что не прерывает связь времен, нарушив которую, мы можем утерять то, что с таким трудом строилось нашими предками, на чем основывались традиции и обычаи горцев, некогда строивших всем миром дом для своего соседа, бравших на воспитание в семьи сирот, умевших делиться последним с соседом, близкими.
Это мы к тому, что тождественность понятий, сострадание и умение быть великодушным должны оставаться неизменными. К этому надо стремиться, чтобы ощутить себя неотъемлемой частью своей страны.