Общественные палаты: сложный процесс развития
В Дагестане во всех 52 муниципальных образованиях созданы общественные палаты, действуют общественные советы, советы ветеранов, старейшин, молодежные и иные общественные организации. Общее количество НКО в республике – 2949.
С активизацией деятельности институтов гражданского общества в муниципальных образованиях республики связаны большие ожидания, поскольку именно они должны сыграть заметную роль в стабильном развитии территорий, выполнить функции по реализации социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.
Главная роль в системе институтов гражданского общества местного уровня, безусловно, должна принадлежать общественным палатам (советам) муниципальных образований, в состав которых собираются авторитетные и активные представители некоммерческих организаций, средств массовой информации, лидеры общественного мнения, ученые, старейшины, деятели культуры, науки и искусства и обязательно молодые люди. По сути это актив города, района.
Работа этих организаций важна как для решения наиболее острых проблем, так и с точки зрения адекватной оценки ситуации – для того, чтобы власть имела возможность объективно и полно воспринимать запросы и настроения различных социальных слоев и групп населения. Это своего рода индикатор развития гражданского общества и поддержки деятельности муниципальных общественных палат со стороны местной власти.
Надо отметить, что процесс развития и формирования муниципальных палат достаточно сложный. В основном главы муниципальных образований доброжелательно относятся к их работе, создавая все необходимые условия и понимая, что их деятельность – колоссальный ресурс для города, района. В то же время в некоторых муниципалитетах процесс организации деятельности палат проходит нелегко.
В рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Миннацем РД во всех территориальных округах были проведены кустовые семинары-совещания с участием представителей муниципальных образований, представителей Главы РД в территориальных округах муниципальных палат и советов.
В ходе семинаров общественники называли наиболее острые проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в своей работе. Так, например, не везде есть тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, отсутствует мотивация в деятельности палат, в их состав включаются муниципальные служащие, а иногда и люди, имеющие родственные связи с местным руководством, но не связанные с гражданским обществом. Необходимо отходить от такой неэффективной практики.
Кроме того, не везде на местах созданы необходимые условия для работы палат муниципальных образований – нет помещений, оргтехники, средств связи и др. Остается открытым и вопрос создания аппаратов общественных палат.
Члены общественных палат муниципальных образований не всегда привлекаются к участию в общественной экспертизе проектов федеральных законов и законов Республики Дагестан, а также наиболее значимых федеральных, республиканских и муниципальных программ социально-экономического развития, что влечет за собой отсутствие соответствующих рекомендаций и предложений для региональных и муниципальных властей.
В планах работы и мероприятиях отдельных палат муниципальных образований и советов слабым местом пока еще остается организационное, методическое обеспечение их деятельности. По результатам выездных мероприятий можно сделать и другие выводы. Не все органы МСУ взаимодействуют с муниципальными образованиями и общественными палатами. Основной целью здесь должно стать обсуждение вопросов социально-экономического развития, общественного контроля, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, развития гражданского общества, противодействия идеологии экстремизма и терроризма, профилактики коррупции в муниципальном образовании и другие.
Как следствие мы имеем слабую координацию деятельности НКО, советов старейшин, ветеранов, молодежных, религиозных и правозащитных организаций с местной властью.
Что касается обеспечения общественного контроля, то и здесь есть недоработки. Муниципальными палатами и советами пока еще недостаточно используются функции, предоставленные Федеральным законом «Об общественном контроле в РФ», Законом РД «О некоторых вопросах осуществления общественного контроля» и действующим типовым Регламентом, разработанным Общественной палатой республики для муниципальных общественных палат.
Практически не используется такая форма обсуждения значимых вопросов, как общественные (публичные) слушания, имеющая законодательное закрепление в федеральном и республиканском законах. Охват вопросов здесь может быть самым широким – от жилищно-коммунальных до социальных.
Есть недоработки и в части информационной составляющей. Активное использование сети Интернет, социальных сетей даёт возможность широкой и открытой дискуссии с гражданами по решению местными администрациями различных проблем.
Это площадка, позволяющая формировать общественное мнение, продуктивно вести диалог с оппонентами. К сожалению, у муниципальных палат практически отсутствуют собственные официальные сайты. Лишь у некоторых есть собственная страница на сайте администраций МО. В этой связи в качестве положительного примера необходимо отметить интернет-ресурс муниципальной палаты Кизлярского района, на котором размещена вся необходимая информация о её деятельности. Отсутствие информации в Интернете, который является в настоящее время наиболее доступным источником для граждан, а особенно для молодых людей, создает неблагоприятный информационный вакуум.
Очевидно, что эффективность взаимодействия местной власти с общественностью может быть достигнута только при условии заинтересованности самих местных органов власти. Данную проблему, безусловно, надо решать с помощью и при поддержке муниципальных общественных палат, выработать критерии их эффективности.
К примеру, это могут быть одобрение и поддержка гражданами действий власти, выраженные в числе акций, проводимых общественностью совместно с местной администрацией, количество вовлеченных в них людей, объем теле– и радиопрограмм, опубликованных в прессе материалов, мониторинг выступлений в СМИ и т.п.
Измерение такого эффекта, конечно, нужно проводить не только с помощью простого подсчета фактов и явлений, а в ходе специальных процедур. Это позволит не выдавать желаемое за действительное, а выявлять объективные результаты и итоги деятельности местных органов власти. Следует также обозначить права и функциональные обязанности общественных палат муниципальных образований, общественных советов с более четкой правовой регламентацией их деятельности и форм взаимодействия с органами местного самоуправления.
Необходимо определить и продумать и другие формы координации, сотрудничества, которые позволят общественным палатам, советам муниципальных образований не находиться в стороне от общественных процессов, происходящих у нас в республике, а быть в центре них.