Обсудили пенсионную стратегию
В Пенсионном фонде России под руководством статс-секретаря, заместителя министра труда и социальной защиты РФ Андрея Пудова и председателя Правления Пенсионного фонда РФ Антона Дроздова прошла селекторная видеоконференция по обсуждению Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. В ней приняли участие представители отделения Пенсионного фонда из регионов страны, в том числе и Дагестана, а также журналисты местной прессы.
Андрей Пудов ознакомил участников видеоконференции с основными положениями Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. При этом отметил, что стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для граждан с разными доходами. В ней в краткосрочной перспективе предлагается установить дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, чтобы обеспечить пенсионные права соответствующих категорий пенсионеров; изменить тарифную политику для самозанятых граждан для того, чтобы полностью финансово обеспечить их пенсионные выплаты; привести показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической продолжительностью жизни. Также планируется ввести систему гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и расширить перечень финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.
Среднесрочная перспектива Стратегии предусматривает комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, в том числе введение системы корпоративного пенсионного обеспечения; законодательно установить и ввести новую систему формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы. В среднесрочной перспективе также планируется расширить состав финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений, установить оптимальный тариф страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и предоставить застрахованным лицам право самостоятельного выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы.
Что касается долгосрочной перспективы, то Стратегия предлагает установить обоснованный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уточнить параметрические условия пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан, ввести механизм по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт, что пенсионер работает и получает зарплату выше средней. Предлагается также расширить охват населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70% и оптимизировать механизм преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ отдельными категориями страхователей.
«Зачем нужна очередная реформа, если пенсии и так повышаются?» – задала вопрос журналистка из Калмыкии. А.Дроздов ответил, что сейчас готовится бюджет на 2013-15 гг. Расчеты показывают, что если мы будем действовать в том трудовом поле, которое существует сегодня, то относительный уровень пенсии будет снижаться. К 2030 году он будет составлять 25% зарплаты, с годами будет уменьшаться. Одна из причин – недостаточность тарифов, большое количество граждан льготных категорий и другие.
Следующий вопрос последовал из Ивановской области. Корреспондент местной газеты интересовалась, почему нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя, и достаточно ли 10 лет, чтобы уже судить о результатах. А.Дроздов прокомментировал, что есть мнение, что накопительная система существует еще действительно короткий срок, за 10 лет нельзя делать вывод о ее эффективности, тем более, что на эти годы пришелся экономический кризис 2008 г. При этом он отметил, что накопительная система не отменяется, но переводится из государственного уровня (когда государство решало, где ее размещать) в более гибкий корпоративный добровольный формат. Это позволяет более эффективно размещать пенсионные накопления и получать большую доходность. Второй нюанс – те, кто за 10 лет участвовал в накопительной системе, получили рост пенсий в 2 раза ниже, чем те, кто не участвовал в накопительной системе. Мы не можем допустить, чтобы госпенсия была разная у людей, близких по возрасту, поэтому основным предложением является то, что основа для формирования пенсии в размере 40% должна выступать как базовая, а накопительная должна быть дополнительной и формировать более высокие доходы.
Жители Красноярского края интересовались, каким образом определяется социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения, о котором идет речь в Стратегии. А.Дроздов, поблагодарив за хороший вопрос, ответил, когда речь идет о социально приемлемом уровне пенсионного обеспечения, то за ориентир берутся международные стандарты и в первую очередь речь идет о Международной конвенции МОТ. Поэтому и ставится вопрос о 40% коэффициенте замещения для большинства людей, выходящих на пенсию. Это и есть тот самый социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения, который требуют ведущие страны мира, заключил председатель Правления ПФРФ.