Одержимый жизнью
Многое из того, что известно о нем, носит обрывочный характер и дошло до нынешних времен из отдельных воспоминаний, разрозненных публикаций его современников. Но даже то немногое, что удалось выискать литературоведам в скупых архивных документах, свидетельствует о незаурядности личности, успевшей за недолгую жизнь заложить в горном крае основы революционного искусства, соцреализма как нового культурного течения.
Его фигура для литературоведов все еще остается загадкой, с каждым разом вызывая все больший интерес, привлекая внимание неординарностью, одержимостью, необыкновенной тягой к искусству, музыке, искусству, литературе, поэзии, прозе. Год 140-летия Темирбулата Бейбулатова, чье имя связано с деятельностью «могучей кучки» реформаторов, ярких, талантливых, создавших новое искусство, послужил информационным поводом для проведения научной сессии, собравшей литературоведов, историков, писателей, поэтов, тех, для кого это имя — веха в дагестанской истории, отправная точка в культурной жизни республики.
Каждое выступление можно было назвать знаковым, дополняющим скупые сведения, собранные по крупицам. Исследовательским трудом, содержащим уникальные сведения о Т. Бейбулатове, стало выступление доктора филологических наук, профессора ДГУ Абдул-Кадыра Абдуллатипова, охарактеризовавшего Т. Бейбулатова как основателя дагестанской профессиональной культуры, связанного на протяжении всей жизни с искусством слова, художественного перевода, театра, музыки, изобразительным искусством. Трагически воспринимая культурную отсталость дагестанцев в начале ХХ века и испытывая невероятное нравственное угнетение, Т. Бейбулатов своей неуемной, поистине титанической энергией стремился охватить почти все сферы светской, духовной жизни народа, какие только были подвластны одному человеку. И во многом преуспел.
Литературовед, много лет занимающийся творчеством Т. Бейбулатова, напомнил, что на поприще литературы он известен как выдающийся поэт и драматург, организатор литературных сил, яркий журналист и талантливый переводчик произведений преимущественно европейских и русских писателей, профессиональный литературный критик, собиратель фольклора, руководитель театральных кружков, талантливый актер, педагог, автор проникновенных лирических песен, первых дагестанских опер, дирижер, создатель совместно с Т. Мурадовым, А. Ибрагимовым, Х. Ханукаевым первого Государственного вокально-хореографического Ансамбля песни и пляски народов Дагестана. В те годы о многогранной творческой деятельности Т. Бейбулатова авторитетный дагестанский музыковед М. Якубов так написал: «Одним из ярких представителей музыкантов «почвенного» типа был человек разносторонней одаренности и большой культуры Т. Бейбулатов.
Он проявил себя как композитор, собиратель музыкального фольклора, педагог, а впоследствии, в середине 30-х годов, и как руководитель хора Государственного национального этнографического ансамбля… Он стал автором музыки ко многим спектаклям Кумыкского театра, написал оперы «Танг-Чолпан» и «Шамиль и Ахульго». Ему принадлежит одна из самых ранних статей в Дагестане о музыке. Ценнейшим памятником музыкальной деятельности является изданный «Сборник стихотворений и песен».
С именем подвижника дагестанского искусства связано создание в Темир-Хан-Шуре первого драмкружка кумыков в 1910 году и первого интернационального по составу и духу деятельности «Театрального и литературного общества дагестанских мусульман», в составе которого работали будущие светила дагестанского искусства, литературы и просвещения: художник Халил Мусаев, скульптор Аскар Сарыджа, народный комиссар здравоохранения Гаджи Алхасов. Трудно сказать, чем не владел этот одаренный человек. Кроме всего прочего, он был замечательным актером театра и кино. А во многих спектаклях играл характерные роли. Обладал бархатным баритоном, профессионально играя на фортепиано, с успехом исполнял героические кумыкские песни, удивительным образом соединяя фольклорное и профессиональное искусство.
С именем подвижника дагестанского искусства связано создание в Темир-Хан-Шуре первого драмкружка кумыков в 1910 году и первого интернационального по составу и духу деятельности «Театрального и литературного общества дагестанских мусульман»
Современники вспоминали, как Т. Бейбулатов вместе с женой Рашидат, писателем Эффенди Капиевым, братом будущего Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева Абакаром Гаджиевым снимался в кинофильме «Амина». К сожалению, фильм так и не вышел на экраны. Он же снимался в кинофильме о Дагестане «Два ключа», где сыграл одну из центральных ролей. Критики отмечали профессиональную работу дагестанского актера. Он также был известен и как талантливый режиссер, осуществивший постановки таких пьес, как авторской — «Шамиль», азербайджанского писателя Н. Нариманова — «Надиршах», «Невежество», «Шамдамбек». Как и другие деятели культуры, получившие европейское образование, Т. Бейбулатов осознанно стремился к преодолению ориентации дагестанской культуры на средневековую арабо-мусульманскую, возобладавшую в Дагестане в начале ХХ века, о чем свидетельствуют изданные на местных языках книги. И, будучи культурным деятелем широкого профиля, предполагал усвоение литературных достижений как Востока, так и синтез культур Запада и Востока.
Обращаясь к теме создания театрального искусства Дагестана, ведущий научный сотрудник ИЯЛИ ДФИЦ РАН Гулизар Султанова, отдавая дань необыкновенно талантливой личности, остановилась на его театральной деятельности, отмечая, что первому периоду творчества Т. Бейбулатова характерен огромный энтузиазм в деле организации и воспитания сил, способных нести в народ одно из величайших достижений мирового искусства — театральное.
В этот период в Дагестане не существовало национальных кадров профессиональных режиссеров, актеров, композиторов, костюмеров, гримеров, все приходилось делать самим. Тогда же при труппе была создана переводческая секция. И пьесы переводились с тюркского, русского, татарского и кумыкского языков. На первых порах работы театрально-концертного объединения Т. Бейбулатов преследовал цель — привлечь внимание и привить любовь «национальной массы к театру», «театрализовать ее». Поэтому к составлению репертуара поначалу он подходил большей частью без учета актуальности подобранных пьес. Но со временем театр приобрел агитационное начало, перейдя в разряд идеологического влияния. Наряду с показом театральных представлений, коллектив разучивал песни, стихи, учился исполнять хоровые песни, как правило, на слова Т. Бейбулатова. Возглавив Дагестанскую драматическую студию, в которой учились ребята из детдомов, педтехникумов, со временем он сформировал актив, который и стал профессиональной основой будущих национальных театров. В своей статье «Центральный театр народов Дагестана об организации новых национальных артистических групп» Т. Бейбулатов сообщает о театральной деятельности уже аварской и даргинской групп.
Так, работая в невероятно тяжелых условиях, был создан первый в республике Кумыкский театр, как профессиональная база для национальных театров. И во всем этом была душа его организатора. Современники, знавшие Т. Бейбулатова, в своих воспоминаниях восхищались его разносторонностью, рассказывали, что он играл на многих музыкальных инструментах, прекрасно танцевал, серьезно подходил к репертуару, актерской игре, выделяя талантливую молодежь, давая ей возможность расти творчески. Он многое еще успел бы, если бы не время, в котором так трудно было выжить таким, как он, личностям.
О роли Т. Бейбулатова в становлении художественных процессов, отражении его образа в современной литературе кумыков, его несравненном таланте говорили выступавшие на научной сессии. Земляки Т. Бейбулатова, солисты ансамбля «Байтерек», исполнили песни на его стихи и музыку. А ученики школ города Буйнакска прочли стихи.