Один отпуск – два моря
Определенно, предпосылки, порождающие условия для свершений, прорывов, формируются не один год. Порою для того, чтобы осознать очевидное, необходимо вплотную приблизиться к кризисной черте на крайне опасную дистанцию. В этой ситуации умение обращать минусы в плюсы никак не назовешь демагогией, напротив – здоровым прагматизмом, способным спасти нашу страну от возможной стагнации.
Речь – об огромном потенциале внутреннего развития страны. То есть о реализации масштабных инфраструктурных проектов, которые бы дали импульс развитию отраслям, вовлеченным в проекты, а также сопутствующим им. На фоне нестабильности мировой экономики концентрация финансовых возможностей и административного ресурса государства на решении этих задач видится очень позитивным шагом.
Напомню, Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Он содержит двенадцать пунктов-показателей, которых Россия должна достичь за шесть лет. Правительство в настоящем занято разработкой соответствующих национальных проектов и программ, которые необходимо до 1 октября 2018 года представить для рассмотрения на заседании Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
В СМИ уже есть сообщения, что всего национальных проектов будет тринадцать. По всей вероятности, крупнейшими станут автодорожный – 8,42 трлн руб., демографический – 3,55 трлн руб. и инфраструктурный – 1,79 трлн руб. Проекты базируются, как правило, уже на ранее действующих программах и после внесения дополнений и изменений могут приобрести статус национальных.
В этой связи предложение Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова провести скоростную железнодорожную магистраль от Краснодара до Грозного, а затем и до Махачкалы выглядит вполне уместным и оправданным шагом. Дело в том, что предложение Кадырова, встреченное экспертным сообществом как с одобрением, так и с крайним раздражением, не несет в принципе ничего нового: он предлагает лишь дополнить существующий проект строительства скоростной магистрали Центр – Юг.
Противники проекта, стоимость которого может превысить один триллион рублей, говорят о возможной нерентабельности подобного строительства магистрали до Грозного. Мол, не будет от нее прока, так как республики Северного Кавказа экономически неразвиты. Однако уже первые отклики на поручение Президента проверить экономическую обоснованность подобного маршрута скоростной магистрали говорят об ином.
По крайней мере Министерство транспорта РФ поддержало идею Главы Чечни Рамзана Кадырова. «В целом мы как министерство поддерживаем развитие высокоскоростного сообщения», – заявил ТАСС заместитель главы ведомства Алан Лушников. По его словам, Грозный, наряду с Махачкалой и Ставрополем, – густонаселенная и при этом экономически динамично развивающаяся территория, поэтому строительство высокоскоростной магистрали может дать «очень серьезный мультипликативный эффект».
В этой связи поясним, что проект этот долгосрочный. А стратегическая инициатива одного из глав субъекта СКФО вовлечет в развитие общеэкономического пространства страны возможности и потенциал республик Северного Кавказа. На сегодня более правдоподобна реализация в жизнь уже достаточно проработанного проекта строительства скоростной магистрали по маршруту Москва – Казань.
Как сообщает издание www.svoboda.org, первый этап программы, железнодорожные ветки из Москвы в Казань и Тулу и еще четыре отрезка, по плану должен завершиться через два года. В том же издании генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, транспортный эксперт Алексей Безбородов заявил, что ВСМ в Чечню не сможет себя окупить, но в целом он оценивает развитие железнодорожной сети как полезный для общества проект.
С экономической точки зрения ни одна ВСМ в мире еще не окупилась, говорит Безбородов, но стоит также обратить внимание на количество созданных вокруг них предприятий на вокзалах. «Или, например, на создание целой отрасли во Франции под названием «отрасль выходного дня», когда из Парижа люди едут в Ниццу. Это все деньги, это большое движение денег. Вокруг вокзалов возникнет целый кластер людей, которые будут что-то продавать, работать в сфере такси, сдавать номера в гостиницах. Это бизнес. Как только железная дорога проходит мимо тебя, ты сразу начинаешь делать бизнес».
В этой связи неслучайным кажется предложение Рамзана Кадырова включить в проект и Махачкалу. Естественно, прежде всего это обусловлено выходом нашей республики к Каспийскому морю, к международному морскому порту и торговым артериям близлежащих государств. Однако, чтобы идея стала более привлекательной для потенциальных инвесторов, чтобы эффект от нее действительно был синергическим, скоростную магистраль, по всей видимости, оправданно строить до самого Дербента. Так можно в разы увеличить инвестиционную привлекательность 500-километровой прибрежной полосы Дагестана с прекрасными возможностями для развития пляжного отдыха. Как привлечь инвесторов? «Дагестанская правда» писала об этом еще в 2010 году (http://dagpravda.ru/ekonomika/kak-privlech-investorov/).
При всей развитости туристического кластера Ставрополья и Краснодарского края песчаных пляжей Каспия им определенно недостает. А вот высокоскоростная магистраль от Краснодара или Минеральных Вод до Махачкалы и Дербента, напротив, способна обеспечить существующим туристическим центрам юга страны дополнительный приток туристов и отдыхающих. Ну, сами посудите, какой россиянин, отправляясь в отпуск на юг страны, откажется неделю провести на Черном море и неделю на Каспийском?