Однажды в старом ауле
У гидатлинцев и хваршинцев когда рождался ребенок, на 41-й день его впервые в свет выводил дед по отцу. Он нёс малыша в хурджине на годекан. У лакцев за несколько дней до этого события в хурджин насыпали зерно, соль, хлеб, кусочки мяса, и всё это выносили за пределы аула и высыпали для птиц и насекомых, делали садака.
В каждом дагестанском селе есть удивительные истории, я в этом сама не раз убеждалась, слушала и записывала. Cадитесь поудобнее, будет интересно.
Такая бедняжка
«Ой, у нее только пять паласов было, бедняжка», – шушукались женщины Балхара. Если паласов в приданом у невесты было более 15, восхищались все и разом. Ну, вы уже поняли: если в семье рождалась девочка, мать начинала ткать балхарские паласы, и столько штук, чтобы обсуждали долго и с пристрастием.
– Маленькой девочкой я была подмастерьем у своей бабушки Патимат. Мыла, чистила шерсть, из которой потом изготавливались нитки, крутила, вертела, – рассказывает ковровщица и реставратор ковров Милана Махмудова.
Но тогда она и представить не могла, что эти разноцветные шерстяные нитки уже навсегда с ней:
– Если честно, то вечерами, уже лежа в постели, думала: никогда в жизни не буду этим заниматься. После школы поступила в Дагестанское художественное училище им. М. А. Джемала на отделение росписи ткани, где в программу были включены и уроки по ткачеству.
На улице
Увидите в Кубачи женщину с мучалом за спиной, знайте, она либо идет к роднику, либо возвращается. Однажды я радостно побежала вслед за женщиной с кувшинами, попросила воды. Какой же вкусной показалась мне она, будто в ней были законсервированы вся свежесть и аромат гор. И в какой бы кубачинский дом я ни заходила, всюду встречались мне кувшины разных форм и размеров и обязательно среди них был самый уважаемый – мучал. И в качестве подтверждения почитаемого статуса каждый кубачинец расскажет историю, как эти самые мучалы защитили село. Один из старцев приказал жителям положить на крыши своих домов мучалы горлышками к дороге: если мучал опрокинуть набок, то издали его можно принять за пушку.
Если вся жизнь, творчество и работа кубачинцев сосредоточены в доме, то праздник и свадьбы непременно проходят на улице. В древности у кубачинцев бытовало несколько институтов, игрища которых с веками трансформировались в нечто общее. Цикл гулала – абильциль (праздник союза неженатых), батирте (своеобразный средневековый «рыцарский орден»).
За водой
У родника молодые горцы присматривали себе невесту, а кувшин подсказывал, на кого можно обратить внимание, а на кого смотреть категорически запрещается. Незамужние девушки брали с собой изящный сосуд с утонченным горлышком, замужним полагался сосуд с коротким горлышком. И один из главных послесвадебных обрядов – выход невесты к роднику за водой. Нарядная невеста идет по селу, вместе с ней родственницы и подруги. А родник уже захвачен молодежью – требуют выкуп, откупаются сладостями. Невеста наполняет кувшин водой, ее в это время осыпают орехами, сахаром, монетами, которые тут же подбирают дети. Наполнив сосуд до краев, по возвращении домой невеста первым делом поит мужа. И с этого момента ей разрешается ходить одной за водой и называть родителей мужа отцом и матерью.
– Раньше воды в каждом доме не было, и местным жителям приходилось носить её из родника. За водой ходили женщины. В кумыкском доме обязательно было иметь в хозяйстве два вида сосудов для воды: большой – ахчалыкъ и средний – хаба. Они составляли обязательную часть приданого невесты, их передавали из поколения в поколение. Такие ёмкости изготавливались из меди, поверхность их лудили. Кумыкские сосуды для воды отличались изяществом форм, но на них не было узоров. Незначительные узоры могли отчеканить на крышке и иногда на ручке, – объясняла заведующая Карабудахкентским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея РД им. А. Тахо-Годи) Ханза Алиева.
Время пахать
Дети из Ахваха бегали по всему селению, разбрасывая сухую землю, и молили о дожде. Жители Цунтинского района поступали иначе: с наступлением затяжных дождей они выводили во двор всю домашнюю живность и выходили всей семьёй. Вместе с праздником весеннего равноденствия наступает и праздник первой борозды – один из самых значительных и распространенных среди многих дагестанских народов, от него зависел урожай. И в этом деле все средства и ритуалы были хороши. У аварцев, народов Западного Дагестана и у даргинцев полагалось после вспашки пугать быков. Например, ахвахские дети, закидывая пахаря, сеятелей и быков камешками и комками земли, при этом кричали: «Комок – в пахаря, зерно – в землю, колос – к нам!».
В селении Атланаул в ночь перед началом пахоты землепашец ложился спать в одном помещении с быками, а рано утром впрягал их в плуг.
Поднимаемся снова в горы, к дидойцам. Здесь ещё помнят, как готовились встречать зиму. В каждой семье вкусно пахло едой – готовили всю ночь. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с наступлением зимы, пели, смеялись, танцевали, и в каждом доме была каша из пшеничной муки с маслом. Но ею никого не угощали – она готовилась только для членов семьи. А с наступлением вечера в сёлах разжигали костры, да такие, чтобы ярче, чем у соседа. В этот же вечер молодёжь расхаживала с факелами по селу, напевала шутливые песни и получала от хозяев угощения. Процессию вели двое ряженых в козлиных масках.
Ценная перегородка
Порой в селах встречаются такие предметы быта, что и не предметы вовсе, а настоящая головоломка. С цагуром тоже не всё так просто. Это с виду он деревянная стена-перегородка, отделяющая кунацкую от хозяйственной части. А послушаешь этнографов, и стена уже не стена, а часть истории, домовая книга семьи, тухума, села.
В Национальном музее РД им. Алибека Тахо-Годи тоже такой имеется. Пришёл к нам аж из XIX века. Длиной 7 метров, высотой почти 2,5. Главный хранитель музея Заира Кильдеева рассказывает, что цагур был привезен из очередной экспедиции в 1968 году из селения Мачада тогда еще Советского района, ныне Шамильского.
– Первые исследования по художественной обработке дерева у дагестанцев появились в конце XIX – начале ХХ века, – говорит Заира Гашимовна. – Эти удивительные произведения дагестанских резчиков по дереву, сохранившиеся в мечетях и музеях, – воплощение лучших традиций народного художественного ремесла. Орнамент и форма одних памятников имеют явную связь с древними языческими традициями, другие – христианского и мусульманского периодов Средневековья. В целом в деревянной резьбе четко выделяются три орнамента. У аварцев – геометрический, у кубачинцев распространен растительный орнамент «мархарай», у табасаранцев и агульцев – ленточный плетёночный узор, пришедший к нам в средние века из Армении и Грузии.
Нарядные резные узоры на деревянном цагуре изображают минарет, солнце, другие космические тела. Каждый воспримет и увидит их по-своему, потому что это искусство, а оно гибко. Резьба по дереву, как мы знаем, – древнейший вид искусства, он является очень важным носителем истории, культуры многих народов, отражает богатые национальные традиции.