Сетевое издание «Дагестанская правда»

03:00 | 07 декабря, Ср

Махачкала

Weather Icon

«Одно дыхание на всех»

A- A+

Лев Толстой писал, определяя место Ясной Поляны в своей жизни: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества, но я не буду до пристрастия любить его» («Лето в деревне»).

Слова, подобные этим, определяют, наверное, кредо всех писателей, потому что для каждого важен тот genius lucis (гений места), который вдохновил его на творчество.

Табасаран – реальность и легенда в судьбе молодого писателя Гаджимурада Гасанова. Веками табасаранская земля была гнездом народного быта, пристанищем вольнолюбивых и дерзких натур. Это наследственное окружение – природы, истории, традиций – с детства сопровождало Гаджимурада Гасанова и в родительском доме селения Хараг, где он появился на свет  в 1956 году, и в Хучни, где заканчивал десятилетку, и уже знал, что посвятит свою жизнь возрождению и воспеванию родной культуры. 

Имя Гаджимурада Гасанова пока не известно русскоязычному читателю, но читательская аудитория Табасарана успела полюбить его повести и рассказы, изданные на родном языке в Дагестанском книжном издательстве в 1992, 1996, 2008 годах. Три сборника рассказов и повестей Гасанова: «Зайнаб», «След рыси», «Петля судьбы» — это результат наблюдений автора над жизнью соплеменников-табасаранов, других народов Дагестана, России, миром, природой, психологией, поведением разных людей, диких животных в экстремальных ситуациях. Он жил и живет среди своих героев. И это, пожалуй, главное достоинство его произведений и причина того, что писатель сразу нашел свою благодарную аудиторию.   

Жить жизнью народа, страдать страданиями людей, радоваться их радостями, уметь входить в их заботы и нужды —  вот что помогает писателю создать настоящую, волнующую сердца людей книгу. Именно такой волнующей книгой–событием стал новый роман Гаджимурада Гасанова «Урочище оборотня», написанный на русском  языке.

Здесь писатель  приближается к глубокому  осмыслению извечных закономерностей народной жизни, не отмененных ни многочисленными  войнами, ни взрывами межконфессиональной ненависти, ни черной завистью.  Но войны и конфликты – это лишь черный фон, на котором ткется радужная ткань повествования, наполненного священной верой в нравственную чистоту и духовность дагестанского народа.  Поэтому, определяя жанр, можно с уверенностью говорить, что перед нами роман — притча, вобравшая в себя все самые важные события и поступки табасаранского этноса на протяжении столетий, начиная с общинного уклада жизни и языческих культов,  и до сегодняшнего дня.

О чем же эта притча, как автору пришла идея написать такой роман? Ответы на эти вопросы кроются в истории жизни писателя, уходящей корнями к истокам становления табасаранов как нации. Его предками по отцовской и материнской линии были собиратели и знатоки фольклора: мифов, легенд, обрядов и обычаев своего и многих других народов Дагестана. Живя в единстве с природой, постигая ее тайны, они стремились из поколения в поколение передавать своим потомкам тайные знания мироздания, секреты пророчеств и предсказаний.

Мать Гаджимурада знала много горских преданий, была прекрасной сказительницей и хорошо пела  народные песни. Рано заметив в сыне тягу к народному творчеству, любознательность и желание знать традиции своего народа, она поощряла в нем это стремление: рассказывала легенды, пела народные песни, объясняла особенности обрядов и обычаев. Духовная почва, возделанная матерью, стала основой дальнейшей жизни будущего писателя и определила его творческую судьбу. Этой благодатной почвой пропитан и роман Гаджимурада Гасанова «Урочище оборотня».

Первые главы романа поражают редкостной мощью природных  красок, своеобразным единством  материального и духовного, предметного и психологического миров. Эта неприрученная природа и впитавший множество традиций быт как будто самодвижутся, живут согласно инстинкту жизни, люди здесь расцветают, подобно Зайдат, или готовятся к смерти, как Шахпери, согласно законам природы. Прежде чем начать рассказывать об окружающем мире, писатель как будто решает для себя, что этот мир надо сначала хорошенько рассмотреть, расслышать. Надо улавливать не свои догадки о нем, а его громкие и тихие самовысказывания. И до того, как герои начнут прямо жить в истории, надо показать, как они живут в природе, потому что  природа – вечная колыбель человека, его безмолвная память, которая  живет по законам мудрой справедливости, бережет и поощряет лучшие силы народа, щадит хрупкость и своеобразие людей. В этом ее отличие от политики, часто узкоэгоистичной, расточающей жизни. Сам кругооборот природного времени, ощутимый яснее всего на Земле, не знает  деления на прогресс, реакцию, на упадок и расцвет. В этом кругообороте живут главные герои романа – одни, такие, как Мирза, Зайдат, Гасан, Шахпери, Айханум — сливаются с ним в гармонии, другие, такие, как старуха Пери, Надыр-Шах, Шарханбек, Мила – стремятся разрушить его, обратить природное время в рабство. В этом выборе смысла бытия сущность притчевости романа. И на протяжении всего повествования автор ведет своих героев, а вслед за ними и читателя по тому единственному пути, который приведет человечество к высшей истине…

Всякая жизнь, как восхожденье. Всякое начинается с низов и кончается верхами завоеваний.  Один останавливается на собственной сытости, другой — на всеобщем процветании. Один поднимается на холм, другой идет к вершине. Один отражается в луже,  другой глядится в океан. Все дело в масштабе перспективы.  Каждый человек сам по себе самоценен, каждый единственен и неповторим. Потому что целый мир заключен в нем. Он достигает предела величия, когда все его существо, его жизнь, его деятельность становятся образцом, символом. Человек реален и истинен лишь тогда, когда он занят делом, когда он – ремесленник, художник, ученый или же политик, творчески постигающий истину. Человек не поселенец на какой-то географической точке. Годы и столетия – вот что служат ему местностью, страной, пространством. Он обитатель времени. Только время вправе осудить или возвеличить человека… Таковым изображен человек во времени и художественном пространстве романа Гаджимурада Гасанова «Урочище оборотня». Галерею главных героев открывает образ юноши Мирзы – одного из самых запоминающихся и емких персонажей романа. Ясновидец – потомок рода предсказателей Мирза – полулегендарный, полуреальный образ табасаранской истории. Автор не собирается доказывать историчность жизни  своего героя, потому что самое важное для него в этом образе – духовность, нравственная чистота, противостояние лжи, клевете и зависти, которыми он щедро и талантливо наделяет своего героя. Образом Мирзы и его антипода — ясновидицы Пери, плавно, без эмоциональной лихорадки Гаджимурад Гасанов вводит в поле зрения огромный мир далекого прошлого Табасарана, населяет его множеством героев с их порывами, планами, идеями жизни, которые, увы, не всегда праведны.  Сюжетная линия Мирзы трагична, однако гонения на него со стороны соплеменников, подстрекаемых старухой Пери, любовная трагедия, унесшая жизни двух возлюбленных, не могут уничтожить в душе Мирзы восторженной любви к жизни, к природе, к миру вокруг него. Мирза Калукский – символ гармонии жизни, священная печать Посвященного, которая проявляется и на челе его потомка – нашего современника, Гасана – второго главного героя романа. Но если Мирза Калукский не знает сомнений и живет по законам, оставленным ему отцом и матерью, то Гасан – воплощение сомнений и неуверенности в себе в своем моральном выборе. Мирза сопротивляется, Гасан – рефлексирует. Мирза бунтует,  Гасан – размышляет. Но оба страдают и через страдание приходят к гармонии с миром.  Их сомнения, страдания и восхождение к истине могли бы затеряться в рамках традиционного романного бытописания, если бы на страницах романа не присутствовал  еще один очень важный персонаж – Рыжегривая волчица – как праматерь, божество и воплощение высшей истины. Умелое слияние человеческого и животного, бытового и природного – вот главное достоинство романа «Урочище оборотня».

В одном из своих внутренних монологов Гасан размышляет о сущности бытия вообще, о том, что и человек, и волк — суть единая мировая душа, о том, что у всего сущего «единое дыхание на всех», и когда мы поймем это, то обретем свою потерянную душу.

Наблюдательность Гаджимурада Гасанова – писателя, неожиданность его умозаключений увлекают настолько, что порой забываешь о романном времени, кажется, все происходит сейчас на твоих глазах. И чем дальше вчитываешься в роман, тем сильнее крепнет в душе уверенность, что безнадежных ситуаций в мире нет, что слово правды мир исправит…
 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»