Он «сочиняет» балет
Последние аккорды балетного спектакля. На сцену приглашают хореографа-постановщика поистине волшебного действия Мусу Оздоева. Стройный, легкий, изящный, подвижный, он буквально влетает в центр сцены в лучах софитов. Зал встает и аплодисментами благодарит мастера за удовольствие, полученное от увиденного. И так на каждом его спектакле.
Его имя широко известно в Дагестане. Заслуженный артист Российской Федерации Муса Оздоев за 10 лет работы в Дагестанским театре оперы и балета «сочинил» и поставил для дагестанского зрителя 12 балетов на музыку Мурада Кажлаева и классиков мировой музыкальной сокровищницы Петра Чайковского, Милия Балакирева, Людвига ван Бетховена. Он – основоположник балетного жанра в Дагестане, создатель балетной труппы театра оперы и балета в Махачкале, которая, можно с уверенностью сказать, состоялась и набирает баллы в своем развитии.
– С чего началась ваша творческая деятельность в Дагестане? – спрашиваю Мусу Хазботовича.
– С балета «Горянка». Тогда Дагестан готовился отметить 80-летие великого Расула Гамзатова. Меня пригласили поставить балетный спектакль по его произведению «Горянка». Балетной школы в республике не было, но был замечательный ансамбль танца «Лезгинка». С участием его солистов я и создал хореографический спектакль, который был комплиментарно принят зрителем, руководством республики. Это и был мой первый национальный балет в Дагестане, где танцевали артисты-дагестанцы без привлечения исполнителей из других театров вне республики. Это был 2003 год, который ознаменовал новый период и в моей творческой деятельности. Я завершил исполнительскую жизнь артиста балета и стал работать как хореограф-постановщик.
К этому периоду Муса Хазботович имел солидный творческий багаж. Он закончил хореографическое училище при Большом театре СССР, по его окончании первый ингуш – артист балета – работал в Кишиневе в Молдавском театре оперы и балета, в Баку – Азербайджанском театре оперы и балета, в Орджоникидзе – Музыкальном театре, в Перми – в Театре современного балета, был директором и худруком «Камерного балета». Два года работал министром культуры Республики Ингушетия. Но опыт танцовщика, наработанный в театрах, знания педагога-хореографа, полученные еще и в Московском ГИТИСе, который Муса окончил на отлично, требовали практического применения. Поэтому народный артист Республики Ингушетия принял предложение работать в Дагестанском театре оперы и балета. Театру было 5 лет, но балетной труппы не было. М. Оздоеву предстояло ее создать.
– Как рождался балет? – продолжаю расспрашивать Мусу Хазботовича.
– После успеха «Горянки» танцующие в хореографических ансамблях Дагестана, в клубе брейк-данса, которым было уже тесновато в их коллективах и они хотели научиться большему, стали тянутся к театру. А тут как раз Лакский театр предложил поставить первый в республике мюзикл «Колесо жизни» по литературным произведениям Расула Гамзатова с участием молодежной группы театра и привлеченных танцоров, которые начинали заниматься у меня. Затем последовал проект «Солнечный диск» на музыку Ширвани Чалаева и Жанны Плиевой с использованием народных мелодий. Этот эпический спектакль был показан и на сцене Российского академического молодежного театра в Москве. Мы не ожидали такого успеха у искушенного московского зрителя.
Молодежь почувствовала вкус успеха, восторженных возгласов в конце спектакля, потянулась к театру. Сарафанное радио приводило к нам все новых желающих танцевать. Брал всех. И только в работе на занятиях маэстро определял, с кем можно будет продолжить сотрудничество.
Труппа театра складывалась трудно. Одаренные ребята были знакомы с национальным танцем, но это еще не балет. Приходилось работать по многу часов в день. Поэтому Мусе Хазботовичу пришлось ставить спектакли, основываясь на традициях, современном танце со спортивным уклоном (брейк-данс) и постепенно подводить танцовщиков к классике, девушек ставить на пуанты.
– Балет в Дагестане начался со спектакля «Горянка», а балетная труппа – с «Имама Шамиля», – поясняет Муса Оздоев. – Этот балет танцевали уже только артисты театра. В составе труппы к тому времени было 20 танцовщиков.
Отсутствие своего здания у театра оперы и балета усугубляло трудности. Не было своего репетиционного помещения, не говоря уже об оборудованном специально зале. Занятия проходили то в фойе Русского, то Аварского театров, на сцене… Но любовь к балету у ребят преодолевала сложности, низкую зарплату, жесткие требования хореографа, который не уставал повторять: «К успеху приведут желание, трудолюбие, дисциплина. Вот три кита, на которых основан балет. А талант можно развить», – утверждает Оздоев.
Главный балетмейстер Дагестанского театра оперы и балета – человек креативного мышления, со своим особым взглядом и точкой зрения. В его постановках особенности собственного стиля, выразившиеся в повышенном внимании к средствам драматической экспрессии, углубленному отношению к психологии действующих персонажей, драматической основе танца. Он требует от артистов знания текста драматического материала, взятого в основу балета («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Имам Шамиль»…). Его поиски и эксперименты в танцевальном наследии народов Кавказа дают интересные результаты – постановки основаны на слиянии разных культур и хореографических жанров, сочетающих национальные традиции, классические и современные направления в балете. Цель народного артиста Дагестана – создать новый стиль – Кавказский национальный балет. И он становится интересен зрителям Москвы, Ингушетии, Перми, Нижнего Тагила, Кургана, Екатеринбурга, Баку, Парижа, где танцевала труппа дагестанского театра. Сохранение фольклорных традиций через развитие эстетики балетной культуры обогащает российскую хореографию.
Муса Оздоев в постоянном поиске идей для новых постановок. Он сам пишет либретто к балетам, часто комбинирует музыкальный текст, находя нужные ему интонационные краски. «Я прослушиваю десятки дисков, музыка рождает образы через пластику тела, пишу сюжеты балетных спектаклей», – рассказывает хореограф. Сейчас он создает балет, названный им «Рапсодия любви», на «сборную» музыку по сочинениям Магомеда Гусейнова.
– В театре идет его опера по историческому эпосу «Шарвили». Балет же на его музыку не будет эпическим. Он в европейском ключе, включающем классику, модерн, степ, элементы восточного танца, – поясняет Муса Оздоев.Этот неутомимый труженик – участник 28 творческих проектов в Дагестане. Он расцвечивает танцами разные спектакли наших театров, без участия балетной труппы театра не обходится ни одно значимое культурное мероприятие в республике. Муса Хазботович, стремясь совершенствовать технику классического танца, подготавливает танцовщиков нового поколения на хореографическом отделении Дагестанского колледжа культуры и искусств им. Б. Мурадовой. Так что, можно уверенно сказать, балет в республике будет жить и развиваться.