X
10:30 28.11.2017

Он «сочиняет» балет

Последние аккорды балетного спектакля. На сцену приглашают хореографа-постановщика поистине волшебного действия Мусу Оздоева. Стройный, легкий, изящный, подвижный, он буквально влетает в центр сцены в лучах софитов. Зал встает и аплодисментами благодарит мастера за удовольствие, полученное от увиденного. И так на каждом его спектакле.

Его имя широко известно в Дагестане. Заслуженный артист Российской Федерации Муса Оздоев за 10 лет работы в Дагестанским театре оперы и балета «сочинил» и поставил для дагестанского зрителя 12 балетов на музыку Мурада Кажлаева и классиков мировой музыкальной сокровищницы Петра Чайковского, Милия Балакирева, Людвига ван Бетховена. Он – основоположник балетного жанра в Дагестане, создатель балетной труппы театра оперы и балета в Махачкале, которая, можно с уверенностью сказать, состоялась и набирает баллы в своем развитии.

– С чего началась ваша творческая деятельность в Дагестане? – спрашиваю Мусу Хазботовича.

– С балета «Горянка». Тогда Дагестан готовился отметить 80-летие великого Расула Гамзатова. Меня пригласили поставить балетный спектакль по его произведению «Горянка». Балетной школы в республике не было, но был замечательный ансамбль танца «Лезгинка». С участием его солистов я и создал хореографический спектакль, который был комплиментарно принят зрителем, руководством республики. Это и был мой первый национальный балет в Дагестане, где танцевали артисты-дагестанцы без привлечения исполнителей из других театров вне республики. Это был 2003 год, который ознаменовал новый период и в моей творческой деятельности. Я завершил исполнительскую жизнь артиста балета и стал работать как хореограф-постановщик.

К этому периоду Муса Хазботович имел солидный творческий багаж. Он закончил хореографическое училище при Большом театре СССР, по его окончании первый ингуш – артист балета – работал в Кишиневе в Молдавском театре оперы и балета, в Баку – Азербайджанском театре оперы и балета, в Орджоникидзе – Музыкальном театре, в Перми – в Театре современного балета, был директором и худруком «Камерного балета». Два года работал министром культуры Республики Ингушетия. Но опыт танцовщика, наработанный в театрах, знания педагога-хореографа, полученные еще и в Московском ГИТИСе, который Муса окончил на отлично, требовали практического применения. Поэтому народный артист Республики Ингушетия принял предложение работать в Дагестанском театре оперы и балета. Театру было 5 лет, но балетной труппы не было. М. Оздоеву предстояло ее создать.

– Как рождался балет? – продолжаю расспрашивать Мусу Хазботовича.

– После успеха «Горянки» танцующие в хореографических ансамблях Дагестана, в клубе брейк-данса, которым было уже тесновато в их коллективах и они хотели научиться большему, стали тянутся к театру. А тут как раз Лакский театр предложил поставить первый в республике мюзикл «Колесо жизни» по литературным произведениям Расула Гамзатова с участием молодежной группы театра и привлеченных танцоров, которые начинали заниматься у меня. Затем последовал проект «Солнечный диск» на музыку Ширвани Чалаева и Жанны Плиевой с использованием народных мелодий. Этот эпический спектакль был показан и на сцене Российского академического молодежного театра в Москве. Мы не ожидали такого успеха у искушенного московского зрителя.

Молодежь почувствовала вкус успеха, восторженных возгласов в конце спектакля, потянулась к театру. Сарафанное радио приводило к нам все новых желающих танцевать. Брал всех. И только в работе на занятиях маэстро определял, с кем можно будет продолжить сотрудничество.

Труппа театра складывалась трудно. Одаренные ребята были знакомы с национальным танцем, но это еще не балет. Приходилось работать по многу часов в день. Поэтому Мусе Хазботовичу пришлось ставить спектакли, основываясь на традициях, современном танце со спортивным уклоном (брейк-данс) и постепенно подводить танцовщиков к классике, девушек ставить на пуанты.

– Балет в Дагестане начался со спектакля «Горянка», а балетная труппа – с «Имама Шамиля», – поясняет Муса Оздоев. – Этот балет танцевали уже только артисты театра. В составе труппы к тому времени было 20 танцовщиков.

Отсутствие своего здания у театра оперы и балета усугубляло трудности. Не было своего репетиционного помещения, не говоря уже об оборудованном специально зале. Занятия проходили то в фойе Русского, то Аварского театров, на сцене… Но любовь к балету у ребят преодолевала сложности, низкую зарплату, жесткие требования хореографа, который не уставал повторять: «К успеху приведут желание, трудолюбие, дисциплина. Вот три кита, на которых основан балет. А талант можно развить», – утверждает Оздоев.

Главный балетмейстер Дагестанского театра оперы и балета – человек креативного мышления, со своим особым взглядом и точкой зрения. В его постановках особенности собственного стиля, выразившиеся в повышенном внимании к средствам драматической экспрессии, углубленному отношению к психологии действующих персонажей, драматической основе танца. Он требует от артистов знания текста драматического материала, взятого в основу балета («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Имам Шамиль»…). Его поиски и эксперименты в танцевальном наследии народов Кавказа дают интересные результаты – постановки основаны на слиянии разных культур и хореографических жанров, сочетающих национальные традиции, классические и современные направления в балете. Цель народного артиста Дагестана – создать новый стиль – Кавказский национальный балет. И он становится интересен зрителям Москвы, Ингушетии, Перми, Нижнего Тагила, Кургана, Екатеринбурга, Баку, Парижа, где танцевала труппа дагестанского театра. Сохранение фольклорных традиций через развитие эстетики балетной культуры обогащает российскую хореографию.

Муса Оздоев в постоянном поиске идей для новых постановок. Он сам пишет либретто к балетам, часто комбинирует музыкальный текст, находя нужные ему интонационные краски. «Я прослушиваю десятки дисков, музыка рождает образы через пластику тела, пишу сюжеты балетных спектаклей», – рассказывает хореограф. Сейчас он создает балет, названный им «Рапсодия любви», на «сборную» музыку по сочинениям Магомеда Гусейнова.

– В театре идет его опера по историческому эпосу «Шарвили». Балет же на его музыку не будет эпическим. Он в европейском ключе, включающем классику, модерн, степ, элементы восточного танца, – поясняет Муса Оздоев.Этот неутомимый труженик – участник 28 творческих проектов в Дагестане. Он расцвечивает танцами разные спектакли наших театров, без участия балетной труппы театра не обходится ни одно значимое культурное мероприятие в республике. Муса Хазботович, стремясь совершенствовать технику классического танца, подготавливает танцовщиков нового поколения на хореографическом отделении Дагестанского колледжа культуры и искусств им. Б. Мурадовой. Так что, можно уверенно сказать, балет в республике будет жить и развиваться.

Похожие

Высоко-высоко в горах

127
В отличие от многих других кавказских республик большинство россиян не могут что-либо...

Октябрь в Ингушетии. Продолжение следует?

100
События, недавно происходившие в Ингушетии,...

Владимир Васильев посетил Ингушетию

79
Врио Главы Дагестана Владимир Васильев в ходе...

Братья на века

73
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Республики Ингушетия...

Донести позитивный образ Кавказа

49
Огромное количество журналистов, спикеров,...

Мы – потомки нартов

81
Смею утверждать, что существует на свете «мегаполисный синдром». Это когда городские жильцы на одной лестничной площадке не знают, как звать друг друга. Работа,...

Чтобы дружба не погасла…

16
Делегация дагестанских парламентариев во главе с Председателем Народного Собрания Хизри Шихсаидовым 22-23 ноября с официальным визитом побывала в Ингушетии с...

Статьи из «Общество»

Не оружием, а словом!

2
Соседняя с Дагестаном республика в начале 1990-х годов стала своего рода рассадником...

Кукушка

18
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

17
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

148
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

11
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

108
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

5
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...