Опередившие время
Знающая Википедия не обошла стороной и первые попытки создания более рациональных с точки зрения компоновки и обтекаемости каплевидных автомобильных кузовов. Согласно интернет-справочнику, были предприняты они еще перед Первой мировой войной.
Таким, к примеру, был сохранившийся до наших дней «протооднообъёмник» Alfa 40-60 HP Aerodinamica 1914 года (на снимке). Затем на Западе интерес к данной теме снова возник в середине 1930-х в связи с успехами аэродинамики в авиации.
Первые отечественные ходовые образцы «моноспейсов» появились в конце 1940-х, например, НАМИ-013, созданный под руководством дизайнера Ю. А. Долматовского, или революционный микроавтомобиль «Белка», созданный совместно НАМИ и Ирбитским мотоциклетным заводом. Подобные прототипы обычно были заднемоторными и с посадкой водителя над передней осью, то есть относились к вагонной компоновке.
Пассажирский салон располагался точно по центру масс, что, по мнению тогдашних конструкторов, должно было улучшить развесовку и соответственно управляемость на высоких скоростях. При этом рабочее место водителя размещалось перед или над арками передних колес, в зоне жестких вертикальных колебаний, что отнюдь не способствовало комфорту, но гарантировало сильную продольную раскачку автомобиля при проезде неровностей.
Вопрос расширения функциональности еще не стоял на повестке дня. Однообъемный легковой автомобиль рассматривался с точки зрения создания более рациональной замены традиционно скомпонованному, с сокращением его общей длины при сохранении вместимости, а не специализированной грузопассажирской модификации с более просторным салоном.
Как и большинство представителей отдельного класса, минивэны долго шли к успеху и признанию, модернизируясь, работая над собственной привлекательностью и практичностью. Но были среди них и те, что не только не телепались в хвосте у собратьев, но и опередили свое время.
Благодаря вагонной компоновке в салоне в Fiat 600 Multipla 1956 года удалось разместить три двухместных ряда сидений, то есть при сохранении длины базового автомобиля увеличить вместимость на 50%. Плюс разложенное среднее сиденье превращалось в спальное место, фактически позволяя эксплуатировать автомобиль как туристический. Однако ужесточение норм безопасности не позволило далее развивать минивэн на основе вагонной компоновки, к тому же потребители еще не были готовы к восприятию столь оригинального автомобиля, поэтому уже в 1960-м выпуск Multipla был свернут.
Но все же идея минивэна опередила свое время на два десятилетия. В 70-х годах предпринимались отдельные попытки развития этого направления, фактически ограничивавшиеся концепт-карами на международных автосалонах. Параллельно немецкие и японские производители сделали популярными маломестные версии микроавтобусов вагонной компоновки, например, Volkswagen Transporter Typ 2 и Toyota Liteace.