Купить PDF-версию
21:40 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
06:01 21.06.2013

«Оперуполномоченная» имитация участкового

Привыкание к укрепляющейся в нашей жизни всеобщей кампании упрощения людьми своих функций происходит на наиболее ярких упрощенческих примерах. Но увидеть это можно повсюду. Иногда примером такого восприятия мира может выстрелить очень даже рядовое мероприятие.

Без мыла и патриотизма

Мне недавно довелось участвовать в рутинной кампании по анализу взаимодействия участковых уполномоченных полиции с общественностью и институтами гражданского общества. Делалось это по специально разработанной в администрации города инструкции и с выездом групп общественного актива столицы по нескольким территориальным полицейским пунктам (ТПП).

В участковом пункте полиции, расположенном в пригородном селе Новый Хушет, недавно сделали ремонт, приятно зайти, и мебель хорошая.

Но вот с  офисной техникой здесь явная засада оперативной работе. Всего один комплект на весь пункт, да и то далеко не самого хорошего качества, об этом говорит хотя бы занимающий полстола «допотопный» монитор. При этом не столь определяющими качество работы кажутся отсутствие туалета, горячей воды, холодильника, аптечки, мыла, полотенца.

Как каждому едоку нужна ложка, так и каждому участковому нужен свой компьютер, принтер, сканер, факс, радиостанция и т. д. Тогда можно быть в курсе многих событий, а также успевать не только оперативнее  раскрывать преступления, но и предупреждать их.

Особых проблем с ведением документации по своей деятельности, по проводимой оперативной работе у участковых нет. Что касается взаимодействия с общественностью и институтами гражданского общества, то здесь имеются серьезные сложности.

Ежеквартального отчета перед жителями села, а тем более административного участка — не проводится.

Столь же нереально говорить о целенаправленной разъяснительной работе по повышению уровня правозащиты и самообороны населения. Поэтому не может не вызвать улыбочки содержащаяся в специальной инструкции фраза о формах и методах подобной чуть ли не правозащитнической работы.

Утопично при установившейся ныне системе ценностей и при таком рыночном отношении власти к населению ожидать от полицейского патриотического всплеска по претворению в жизнь широкой программы разъяснительной и профилактической работы. Да, в ходе оперативной работы и другого необходимого общения с населением участковые проводят некоторую разъяснительную работу. Это происходит даже в школе, где на примете у участковых имеются трудные и неблагонадежные дети.

Такая работа активно проводится и после недавнего мероприятия в селе по уничтожению боевика. Однако им необходимо помогать и на институциальном уровне надо контролировать.

Без должной профилактики

Несмотря на комплексность и многофункциональность деятельности института участковых, одними из основных его задач являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Не будем перечислять, чем из положенного по предписанию не вооружен этот авангард, отметим лишь, что богат он только вдвое превышающим лимит количеством закрепленного за каждым участковым населения.

Впервые за много лет в селе Новый Хушет образован общественный совет, члены которого представляют почти все микрорайоны или участки села. Есть намерение с их помощью наладить контакт с населением, особенно по профилактике правонарушений административного характера. Есть надежда, что со временем можно расширить эту профилактическую работу и на другие противоправные действия граждан, создав на участке профилактический центр с участием в его работе общественного актива.

Работой в этом плане начальник ТПП Раджаб Чамсаев не доволен. Он обращает внимание на наличие двух специальных программ: на столично-муниципальном уровне — по профилактике правонарушений и республиканском – по профилактике терроризма. Как в первом случае профилактические центры остаются на бумаге, так и во втором – ничего существенного не делается.

Всего же так называемых профилактируемых лиц на участке – 94 человека. Это алкоголики, наркоманы, экстремистски настроенные мусульмане, ранее судимые граждане, «условники». Профилактику правонарушений следует рассматривать шире и распространять принимаемые меры, проводимые мероприятия на гораздо больший круг населения. Во всяком случае, остается надеяться, что активисты будущего профилактического центра не столько будут заняты агентурной направленности предупреждением правонарушений, сколько правовым просвещением жителей участка.

Без шума и мусора

На подобном фоне показательным видится то, сколько и как составляются участковыми уполномоченными протоколы об административных правонарушениях. По всем видам правонарушений такого рода за прошлый год значится 945 протоколов. Для участковых оперуполномоченных, как становится понятным, важно количество протоколов, а их видовая характеристика не столь существенна. Отсюда становится понятным и то, почему так много незаконно или неграмотно заполненных протоколов, посвященных теме мусора. Мне удалось со слов граждан насчитать несколько несостоятельных протоколов. Об их масштабах становится ясно из цифр, которые предоставил заместитель председателя районной административной комиссии Алигаджи Гитинов.

По его данным, всего по Ленинскому району в прошлом году составлено 10 тыс. 352 протокола, из них из-за нарушения законности составления возвращено в райотдел полиции 750 протоколов. И теперь внимание: 9906 протоколов посвящены теме мусора, нарушению правил благоустройства и содержания внутриквартальных территорий. И это при том, что в таком, рынками обставленном, районе столицы на нарушение правил торговли в неустановленном месте указывают 435 протоколов. Более того, нарушение тишины обозначилось в 10 протоколах. Как это совместить с ежедневными информсообщениями из радиотелеэфира?

Хотя здесь нет разбивки информации по населенным пунктам или административным участкам района, все же надеюсь, что не ошибусь, если скажу, что львиная доля протоколов, составленных участковыми Ново-Хушетского ТПП, тоже так или иначе могут касаться мусора.

Кстати, согласно нормам Кодекса РД об административных правонарушениях, имеется, помимо участковых оперуполномоченных, целый перечень должностных лиц, уполномоченных составлять эти протоколы об административных правонарушениях, в том числе и представляющие муниципальный орган в сфере ЖКХ, которым сподручнее осуществлять контроль над соблюдением законодательства в области благоустройства и содержания территорий населенных пунктов республики.

Остается добавить, что о многом говорит и тот факт, что административные штрафы по району за прошлый год составили более 8 млн рублей, а из них граждане реально внесли пока только половину. Не стоит, видимо, удивляться, если окажется, что значительная часть этих уже внесенных денег прошла через судебных приставов. Каков протокол – такова и отдача.

Без уважения и помощи

И надо отметить, что Ново-Хушетский ТПП – это типичный пункт полиции, где работают и опытные толковые работники, и не совсем такие, где какая-то часть работы неплохо поставлена, а какая-то делается кое-как, спустя рукава. При этом многие способы и инструменты улучшения этой работы очевидны.

Но главная «очевидность» в том, чтобы стремиться одним быть на самом деле участковыми оперуполномоченными, а другим — такими же реальными законопослушными гражданами.

В этом плане важным инструментом регулирования организации деятельности участкового уполномоченного выступают критерии оценки его работы. Ведь именно от них во многом зависят и стимулы  работы, и ее конечные результаты.

Вокруг этой проблемы на протяжении ряда лет идут дискуссии ученых и практиков. Предлагается масса показателей, как правило, количественного характера, с помощью которых измеряется объем, качество и эффективность труда участковых оперуполномоченных. И из них тоже затем в расчет обычно принимаются промежуточные показатели в виде количества лиц, взятых под административный надзор, направленных в спецучреждения, а также количества протоколов, составленных об административных правонарушениях.

Это тоже важно, приемлемо. Чтобы оценить работу, ее надо как-то измерить. Но такие критерии далеко не всегда сориентированы на конечные результаты, на реальное оздоровление обстановки. И тех участковых, которые во избежание критики начальства гонятся за количественными показателями, понять можно. Но когда видишь возмущенного пенсионера, которого оштрафовали на полторы тысячи рублей за небольшую кучку камней у ворот, оставшихся, кстати, там после недавней прокладки на улице водопровода, то принять это невозможно. Более того, участковый проходил мимо, сделал замечание — камни убрали, а вскоре пенсионер получает счет от судебного пристава.

На практике так. А ведомственные нормативные акты МВД России в качестве главных критериев оценки работы участкового уполномоченного рассматривают его авторитет, уважение со стороны населения. То есть, результаты его работы должны находиться в зависимости от мнения о ней населения. И на первое место здесь идет не его расторопность в оформлении протоколов, а состояние их законности. Личная же исполнительская дисциплина при таком подходе больше важна в части, к примеру, своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан. И еще. Качество работы каждого участкового определяется не по количеству выявленных и раскрытых преступлений, а по его личному вкладу в их предупреждение, пресечение и, конечно, раскрытие. Разница такого подхода к оценке работы в том, что на первый план выносится реальное состояние общественного порядка на участке, а не то, сколько противоправных эпизодов обозначено в отчете.

В итоге и возможен путь к уважению, доверию. А если участковому станут доверять, то будут и помогать. И это ни с какими госвложениями не сравнишь, никакими госгарантиями не заменишь. Хотя пару-тройку компьютеров в пакете с иной необходимой техникой все же не помешало бы подкинуть тем ТПП, которые пока обходятся одним компом на уровне печатной машинки.

Совет да любой просвет

Если судить по анонимным анкетам, которые заполнили жители села Новый Хушет, и если исходить от личных впечатлений от общения с оперуполномоченными, а также добавить сюда знания из жизненной практики вообще и практики жизни в этом селе, то взаимодействие участковых оперуполномоченных с институтами гражданского общества пока никакое.

Институтов этих практически нет. В связи с этим надо отметить, что есть смысл пользоваться возможностями, которые предоставляет муниципальная власть образованием при себе по своей инициативе общественных советов.

Да, всеми признается, что подобная или любая иная имитация гражданской активности малоэффективна для  реального роста гражданского самосознания, то есть, налицо то, что этот процесс малопродуктивен с точки зрения общественной пользы. Некоторые убеждены, что, если гражданская активность нулевая, то уж лучше воздействовать на эту пассивность набором элементов жесткого диктата, чем инициировать искусственные гражданские институты.

Если при такой благой имитации власть не будет пытаться контролировать ростки возможной активности граждан, то, убежден, это лучше, чем ничего и чем тупое своеволие.

Поэтому, если суметь умело и организованно структурировать общественный совет города по микрорайонам, то эти активы общественного совета вместе с иными общественными лидерами, джамаатами способны дать почву для взаимодействия, в том числе и с участковыми-уполномоченными. А формы взаимодействия вытекают из их должностных инструкций и из федеральных законов, в том числе и из 131 закона, где подробно расписаны дополнительные возможности проявления активности граждан с целью влияния на власть, а также в целях самостоятельного осуществления принципов самоуправления. Там — широкий простор для взаимодействия общественности и власти. Кстати, много нормативных возможностей для подобной координации работы в сельских населенных пунктах именно у участковых уполномоченных.

Так что развивайте, к примеру, институт территориального общественного самоуправления (ТОС) – будет вам и активное взаимодействие гражданского общества с участковыми-уполномоченными.
 

 

 

 

 

 

Статьи из «Общество»

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

7
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

30
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

6
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...

Турист – гость особый

11
В принципе, как мы понимаем, глобализм – штука вредная. Равно как и глобальное потепление....

Общее для всех горе

12
Акция памяти жертв теракта в Подмосковье под названием «Журавли», начавшись в Москве у стихийного мемориала у «Крокус Сити Холла», где на здании высветилась...

Людоедский демократизм Запада

13
Пятничный вечер 22 марта взорвал общественное сознание россиян, да и всех нормальных людей...

Сохранили республику и страну

20
Именно сплоченность дагестанцев в трудный момент, патриотизм и любовь к родной земле, стране...

Такие злодеяния не могут иметь оправдания

12
Чудовищный теракт, совершенный безжалостными убийцами в Красногорском ТЦ «Крокус Сити», никого не оставил...

Хроника бесчеловечной акции

17
По последним данным Следственного комитета России, по меньшей мере 137 человек погибли в...