Опора свыше
Религия мира
В конце 1980-х годов в Дагестане быстро идущее исламское возрождение стало фактором нестабильности, раскачивающим и толкающим в пропасть гибнущий советский строй. Оно успешно конкурировало за влияние на людей с национализмом, либеральной или социалистической идеологией. В конфликтных ситуациях, как, например, в середине 1991 года, десятки тысяч верующих выходили на площади и автотрассы, парализуя работу власти, пугая чиновников и обывателей.
Но с тех пор очень многое изменилось. Сегодня в Дагестане уже сложилась система власти, которая в значительной мере опирается на авторитет традиционной религии, ставшей одной из опор стабильности в регионе. Не будь этой опоры, Дагестан стал бы ареной ожесточенной войны властей и экстремистов. Часто принято говорить «ислам
– религия мира», и это действительно так, по крайней мере в Дагестане. При всем том, что нынешние политики публично дистанцируются от вопросов религии, все же симбиоз светской и духовной власти в Дагестане теперь заметно выше, чем в 1990-е годы.
Степень «отделения от государства»
В последние годы интерес к исламу у ученых в России быстро растет. В основном интерес этот вызван ростом религиозного экстремизма, этно-конфессиональными конфликтами, усилением ксенофобии. Кроме того, очевидно влияние быстрого изменения демографических пропорций российского государства. Сотни книг об исламе, о жизни мусульманских анклавов и диаспор России вышли в последнее время. Но все же отношение Российского государства к исламу остается неопределенным, а степень изученности – довольно низкой.
Самая неизученная (да и неизучаемая) тема – степень реальной конвергенции между государством и духовными авторитетами. В 1992 г. впервые решением Верховного Совета Российской Федерации в проект Закона о бюджете на четвертый квартал были включены средства на восстановление и реставрацию ряда российских мечетей.
Новый Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1998), впервые в истории страны признал официальный статус ислама как «неотъемлемой части общероссийского исторического наследия» и фактически узаконил до того «точечную» финансовую поддержку государства религиозных организаций. Каков теперь реально объем помощи государства, каковы каналы этой помощи, как происходит согласование интересов государства и духовенства – почти неизвестная тема. Но сегодня очевидно, что сотрудничество власти духовной и светской растет.
Как заявил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, прилетев в Махачкалу в марте 2007: «истинные мусульмане – это опора общества и государства».
Объекты совместной дружбы
Самым очевидным вопросом, в котором традиционная религиозная организация (не только ДУМД, но и суфии, даже — «рядовые» верующие) и государственные органы власти сотрудничают, – борьба с салафитами. Не случайно, что именно сейчас, когда в этом вопросе достигнут консенсус, борьба правоохранительных органов стала гораздо более успешной. За последние годы уничтожены, задержаны или сдались сотни сторонников радикального ислама. Ежегодно в этой борьбе от рук салафитов погибают не только сотрудники правоохранительных органов, но и служители культа. В последние годы постоянными стали нападения на служителей традиционного ислама со стороны ваххабитов.
В 1990-е годы республиканские органы власти показательно придерживались светского устройства, в то время как духовенство и исламские партии выступали за создание в Дагестане исламской республики. Это ставило под сомнение будущее Дагестана в составе России, подталкивало к миграции русское население. Еще недавно критика в адрес властей была постоянной составляющей выступлений религиозных лидеров. Обвинения руководителей республики в поощрении коррупции, безнравственности, провальных реформах, ухудшении жизни людей были постоянной темой на страницах поддерживающих ДУМД газет.
Сегодня всего этого нет. Это заметная, достаточно резкая перемена. Имея собственные религиозные печатные издания и доступ на телевидение и радио, ДУМД принимает активное участие в формировании позитивного общественного мнения и оказывает влияние на различные общественно-политические и гражданские процессы в дагестанском обществе.
В свою очередь, государство оказывает поддержку структурам ДУМД во многих вопросах. Как известно, в 1990-е годы основная часть исламских структур (многие мечети, медресе, институты) фактически не признавала власти ДУМД и находилась вне сферы его контроля. По некоторым оценкам, ДУМД реально контролировало лишь 200 мечетей в Дагестане, т.е. не более 15% от общего числа. Сегодня ДУМД успешно ведет объединение мусульман Дагестана в единую структуру. Хотя и сегодня очень многое разделяет мусульман — раскол по национальному признаку, раскол на разные течения, приведший в ряде случаев к массовому противостоянию. Но все же общая динамика к объединению верующих очевидна.
ДУМД уже несколько лет ведет работу по расширению влияния на местах, для чего почти во всех районах проводятся маджлисы алимов. В ближайшее время повсеместно ДУМД будет обладать правом назначения имамов местных мечетей и руководителей всех духовных учебных заведений. ДУМД сегодня становится все более влиятельной духовной силой в республике и продолжает усиливаться.
Государство помогает в вопросах организации хаджа. Как известно, за последние 15 лет более 100 тыс. дагестанцев совершили хадж и умра. В прошлом году паломники платили лишь по 2500 долларов, в то время как койка в гостинице на время хаджа стоит до 15 тыс. Паломник лишь самостоятельно оформляет загранпаспорт, а хадж-миссия сама берет на себя многие другие расходы.
Мусульманское видение проблем семьи, наркомании, алкоголизма, проституции, воспитания подрастающего поколения в духе принципов, не противоречащих общепринятым правилам и нормам морали, еще может оказаться полезным для государства.
Характерным эпизодом стало участие духовенства в общероссийской подготовке общественного мнения накануне принятия закона об игорных заведениях. В 2005 году в газетах «Ассалам» и «Нур-ул Ислам», в выступлениях исламского духовенства на телевидении и радио главной задачей мусульманских объединений стала борьба «против падения нравственности, алкоголизма, наркомании и проституции», которая выразилась, в первую очередь, в борьбе против игровых залов и саун, под прикрытием которых развивается проституция. В ходе борьбы с саунами и игровыми залами не раз звучали довольно радикальные призывы и требования, однако в результате разъяснительной работы со стороны госорганов работа мусульманского духовенства шла в заданном русле…
«Очищение» и прогресс
Конечно, в 1980-е и в начале 1990-х годов возрождение ислама шло в геометрической прогрессии, носило взрывной характер. Однако и в последние годы количественный и качественный прогресс влияния ислама в Дагестане очевиден. Он впечатляет даже на фоне достигнутых в 1990-е годы показателей. В 2007 году из Дагестана на хадж выехали 13,35 тысячи паломников (на 150 больше, чем в 2006), в то время как желающих было не менее 15 тысяч. За последние годы построено более 200 мечетей – в дополнение к имевшимся полутора тысячам. В середине 1990-х годов в республике численность служителей культа (имамов, кадиев, муэдзинов) составляла около 3,5 тысячи человек. Теперь же их более 5 тысяч.
Сегодня молодежь становится все более религиозной и все более активной в вопросах религии. Даже традиционно-верующие все чаще критикуют «народный» суфизм, ставший в 1980-1990-е «традиционной» формой религиозной организации. Это также способствует росту влияния ДУМД, пусть даже еще и связанного с наиболее авторитетными суфиями.
Общение с молодежью
Тема молодежи – важнейшая в современной жизни религиозной организации. В Дагестане сложилась развитая система исламского образования, которая включает в себя 13 исламских вузов (около 2800 студентов) с 43 филиалами (более 2400 студентов), 132 медресе (более 5400 учащихся), 278 мактабов (более 4000 учащихся) с общим числом обучающихся около 14000 чел.
А кроме того, ДУМД работает над распространением и укреплением своего влияния на дагестанскую молодежь через государственные учебные заведения республики. ДУМД имеет возможность оказывать влияние на всю систему образования. С открытием множества религиозных школ существенно сокращается число детей в общеобразовательных школах. Уже в знаменитой «Справке Козака» говорится о 70 тысячах детей, не посещающих официальную школу.
Самый быстрый экспресс
Как известно, Дагестан стремительно растет в рейтинге российских регионов по численности населения. В 1989 году он занимал 27 место среди российских регионов, в 2002 году – 21 место, в 2007 году – 14 место. Если демографические процессы сохранятся, то к 2014 году республика займет 9 место. В то же время ситуация в социальной сфере остается крайне сложной. Отставая в экономическом развитии, Дагестан с трудом догоняет среднероссийский уровень доходов населения.
Тяжелое экономическое положение, социальное расслоение и прочие социальные беды обещают долгое сохранение в республике особых проблем. Чтобы удержаться, республиканской власти еще долго нужна будет «подпорка» в виде религиозных авторитетов.