X
09:18 15.08.2018

Оставленные…

Новый проект «ДП» – «Забытый аул» – о малочисленных и навсегда покинутых людьми населенных пунктах. Мы надеемся серией материалов о безжизненных старых аулах привлечь к ним внимание дагестанской общественности.

А пока… эти полуразвалившиеся горские сакли на груди величественных вершин Кавказа смотрятся жалкими осколками прошлого наших народов. Когда-то в них кипела жизнь, в которой за столетия их истории было всё: и радость, и сложности выживания, и подвиги в сражениях против завоевателей, и горечь потерь. А еще оставалась живой память поколений каждого аула. А теперь об исчезнувшей истории жалобно завывает осенний ветер в ращелинах холодных скал.

Заросли травой протоптанные предками тропы, давно покосились, а где и вовсе повалились заросшие пожелтевшим мхом надмогильные камни старых кладбищ. Теперь за всем этим некому приглядывать. Прошлое здесь предоставлено само себе, разве что иногда привлекает художников. Они, как никто другой, чувствуют горечь и тоску родной земли. На их картинах разрушающиеся безжизненные сакли на холмах выглядят старинными ожерельями гор, вызывая щемящее чувство жалости по ушедшему времени и одновременно восхищение силой духа тех, кто здесь жил и простыми земными делами творил историю дагестанских народов.

К сожалению, с каждым годом растет число заброшенных сел. У каждого из них своя судьба. Вот совсем свежий пример. На снимке бабушка Патимат из села Кьорда Росо (в переводе с аварского – «на обрыве»). До недавних пор жизнь аула поддерживали только Патимат и ее дочь Раисат. Долгие годы они были единственными жителями. Возможно, жили бы еще, будь там хоть какие-нибудь условия. Устали одинокие и немолодые женщины. Пришлось переехать.

А давным-давно Кьорда Росо являлся одним из хуторков древнего аула Корода Гунибского района. Со временем жить становилось все тяжелее и тяжелее, и люди покинули свой маленький аул. Патимат с дочкой отказались тогда идти за сельчанами. «Ни за что!» – решительно заявила она. Молва о двух стражах забытого села разлетелась по всей республике. Стали к ним ездить туристы, и сельчанки радовались каждому гостю. А теперь ездить не к кому… Так на карте Дагестана появилось еще одно осиротевшее село.

Ученые Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДНЦ РАН – доктор исторических наук Амирбек Магомедов и кандидат филологических наук Хизри Юсупов провели исследование. Выяснилось, что в республике всего 1610 сельских населённых пунктов. При этом 45 из них уже оставленные. И эта цифра не окончательная.

– Безлюдные сёла – они все же оставленные или брошенные? И есть ли принципиальная разница в обозначении? – спрашиваю.

Амирбек Магомедов: – Мы остановились на определении «оставленные». Объясню, почему: «брошенными» они назывались бы в том случае, если бы жителям пришлось вынужденно покинуть их при стихийных бедствиях, катаклизмах. Термин «заброшенные» тоже не подходит, так как имеет значение «оставленный без внимания, должного ухода». Поэтому в данном случае уместнее обозначать как «оставленные» села.

— Хорошо. Оставленные села – это научная задача?

— Наш известный историк Расул Магомедов писал: многое указывает на то, что земли между реками Шура-озень и Дарвагчай во второй четверти ХIII века пережили волну вынужденных переселений с равнинно-предгорной полосы.

Хизри Юсупов: – Эта проблема не сегодняшнего дня. Благодаря появлению Интернета, развитию внутреннего туризма о ней заговорили, эти села стали известны.

— Основная причина оттока населения – отсутствие инфраструктуры?

Хизри Юсупов: – Причин несколько. Если смотреть в глубь истории, например, в раннесредневековый и следующие за ним периоды, причиной могли быть походы иноземных захватчиков. Уже в ХIХ веке на эти процессы сильное влияние оказало Кавказская война.

Со второй половины ХIХ – начала ХХ веков отмечается повышение уровня жизни. Прежде всего, улучшения связаны с переходом из труднодоступных сел на равнину. В советское время начался новый этап, но уже организованного расселения жителей труднодоступных горных сел.

— Но ведь не все переселяемые в советское время сёла опустели. К примеру, жители села Мокок Цунтинского района рассказывали, что их село дважды переселяли. И люди все равно возвращались на землю предков и заново обустраивали свое жилище. Так до сих пор и живут на земле своих предков.

Амирбек Магомедов: – Некоторых горных сел не стало именно по причине насильственного переселения. В 1944 году жителей переселяли в Чечню. В 1957 году многие дагестанцы вернулись в республику, но не в свои аулы. Люди осваивали равнину, организовывая новые поселения. Переселения были еще связаны и с двумя страшными землетрясениями, произошедшими в 1966 и 1970 годах. Второе полностью разрушило 22 населенных пункта, 257 получили частичные разрушения.

Проблема оставленных сел имеет и другой аспект изучения. Это ситуации, когда на равнину, в город, на новое место жительства отселяется часть жителей «исторического» села, расположенного в горах. Таких сел много. Таким образом, по периодам времени оставленные села условно можно разделить на пять групп: села, оставленные в период арабских походов и иноземных нашествий (походы монголо-татар, Тамерлана, Надиршаха); период Кавказской войны; вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.; советскиой период (политика переселения, насильственное отселение жителей малых сел в 1944 г. на земли ЧИАССР), землетрясения 1966 и 1970 гг.); конец ХХ века – в силу естественной миграции.

Вопреки расхожему мнению, оставленных сел больше в предгорных районах, нежели в горных. Однако если в горной части преобладает тенденция перемещения населения на равнину, то в предгорных районах жители таких сёл основывали новые поселения рядом со старыми.

В новейшей истории была разработана программа «Горы» для создания современного быта в горных районах Дагестана. Где-то это сработало, и в обустроенных селениях горцы зажили вполне благополучно, не хуже, чем в городах. Но до полной цивилизации всех уголков горного края еще далеко. Может быть, состоятельные дагестанцы посодействуют в этом? На руинах оставленных аулов можно было бы создать туристические островки, что вдохнуло бы в них новую жизнь.

Похожие

Чох: история и современность

111
День аула в Чохе отмечают каждый год и каждый раз посвящают его кому-либо из выдающихся...

Оседлавшие скалы

43
На страницах республиканских журналов и газет, а также в отдельных телевизионных передачах...

Батлаич

95
Село Хунзахского района Дагестана, расположено оно на северо-востоке Хунзахского плато,...

Рачабулдинские истории

661
Да, здесь некому выглянуть в окно, никто не выскочит из ворот, и растрепанный мальчуган не...

Горькая правда древнего Канасираги

2094
В поездку в одно из старейших сел Сергокалинского...

Дома с историей

718
Простенки между оконными проемами испещряют длинные трещинки, и время, словно иероглифами,...

Вспоминая истоки

64
В редакции газеты «Лезги газет» состоялось награждение финалистов международного конкурса...

В краю маленьких солнц

132
Четыре года назад попала мне в руки книга Гюлоглана Мамедярова «История села Фий». Тогда...

Знакомьтесь: МОЙ Дагестан!

359
11 декабря отмечаем Международный день гор. Мы собрали для вас интересные рассказы о селах и...

Статьи из «Страна гор»