От Перемышля до Праги
Накануне Дня Победы мне хочется вспомнить добрым словом ушедшего из жизни гвардии капитана Сайпита Конакбиевича Алибекова (на снимке) из селения Ботаюрт. Меня, родившегося в разгар войны, при встречах с ветераном интересовал его ратный путь.
Но он не был словоохотлив, говорил о себе скупо, потому что не видел ничего героического в работе авиационного специалиста, который обслуживает боевые самолеты. Ведь сам не летал, не бомбил, не сбивал вражеские самолеты. Даже из того, что мне удалось у него выведать, с течением времени многое забылось, остались в памяти отдельные отрывки.
…Июль 1944 года. Семнадцатилетний Сайпит окончил восемь классов и добровольно вступил в ряды Советской Армии. Затем шестимесячные курсы авиамехаников в Грузии, потом Первый Чехословацкий истребительный авиационный полк (г. Перемышль). Летчиками были чехи, а техническое обслуживание самолетов осуществляли словаки и русские.
В городе было очень неспокойно, бандеровцы охотились на военнослужащих. В январе 1945 г. полк перебазировался на военно-полевой аэродром в местечке Ивониче. Он состоял из самолетов Ла-5 воздушного охлаждения и торможения. Они совершали десятки вылетов в день, и механикам каждый раз приходилось таскать на себе тяжелые баллоны, чтобы заправлять воздушную систему самолета. Кроме того, они охраняли аэродром, зимой убирали снег со взлетно-посадочной полосы.
— 9 мая 1945 года, — вспоминал Сайпит Конакбиевич, — выдался солнечным, теплым. Мы находились на аэродроме, когда со стороны штаба началась стрельба из автоматов, винтовок, пистолетов. Вскоре появились и сами стрелявшие, радостно повторяя: «Победа! Победа! Победа!!!» Стреляя, с криками «Ура!!!» мы присоединились к ним.
Через пару дней полк перебазировался на стационарный
аэродром под столицей Чехословакии Прагой. В ангарах накрыли праздничные столы, на торжество приехали президент Чехословакии Эдуард Бенеш, министр обороны Людвиг Свобода в сопровождении большого эскорта. Нас поздравили, поблагодарили и отметили боевыми наградами.
Сайпиту Алибекову вручили чехословацкие медали «За заслуги» 2-й степени и «На памятки».
— На этом аэродроме, — с улыбкой вспомнил он один забавный случай, который едва не закончился трагедией, — было много трофейной военной техники. Один чудак пробрался в кабину немецкого самолета, начал шарить и случайно задел катапульту. Сработала система, и его выбросило из кабины. Слава Богу, смерти избежал, но получил тяжелые травмы.
В сентябре 1945 г. полк расформировали, С. К. Алибекова направили в авиачасть в Венгрию обслуживать самолеты Як-3 и По-2, а в августе 1950 г. он прошел курсы по изучению материальной части реактивного самолета Миг-15. Обслуживал самолет, на котором летал командир эскадрильи 156-го полка Герой Советского Союза, гвардии капитан Николай Забыркин. Он же при демобилизации дал ему рекомендацию на вступление в Коммунистическую партию.
Вернулся домой Сайпит Алибеков в октябре 1952 года, отдав беззаветной службе Отечеству восемь лет, офицером Советской Армии со сверкающими на груди орденом Отечественной войны
II степени и многими боевыми медалями.
После демобилизации работал зав. орготделом Хасавюртовского горкома комсомола, секретарем горисполкома, инструктором горкома партии, избирался депутатом городского Совета. В тридцать лет окончил вечернюю школу рабочей молодежи, в 1961 г. — Саратовский юридический институт, работал следователем в органах прокуратуры, пять лет – народным судьей Хасавюртовского района, еще одиннадцать лет – адвокатом.
Он вырастил двух дочерей, которые выбрали медицину, насладился статусом деда: оба внука получили высшее образование, работают программистами в Санкт-Петербурге, обзавелись семьями, растят детей.
Жизнь каждого из нас складывается по-разному, но хотелось бы прожить ее честно и скромно, как Сайпит Алибеков.