От статистики нет секретов
Депутаты Государственной Думы приняли Закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ». До сих пор Россия была единственной страной, где отсутствовал закон, регулирующий статистическую деятельность. Еще с 1995 года Росстат добивался его принятия. И вот наконец Госдума приняла, сенаторы одобрили, и Президент Российской Федерации подписал долгожданный закон. Наш корреспондент встретился с руководителем Дагестанского органа федеральной службы государственной статистики Сергеем Ильяшенко и попросил его прокомментировать это событие.
— До сих пор, — сказал он, — в России закона о статистическом учете не было, все вопросы статучета регулировались правительственными постановлениями. По словам руководителя Росстата Владимира Соколина, статистика существовала вне правового поля и не могла похвастаться международным признанием и полным соответствием принципам официальной статистики, принятым комиссией ООН.
Необходимость принятия специального закона о статистике была обусловлена потребностью устранить имеющиеся пробелы в правовом регулировании государственной статистической деятельности, поскольку действующее законодательство не в полном объеме учитывало специфику работы органов государственной статистики. Так, обязанность предоставлять статистическую информацию государственным органам, осуществляющим официальный статистический учет, была выражена нечетко. В этой связи отсутствие закона являлось серьезным правовым препятствием для получения необходимых для ведения официального статистического учета, в том числе от хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Принятие решений государственного масштаба должно основываться на объективных и полных статистических данных, полученных от всех респондентов. В противном случае будет невозможно выработать единственно правильные решения, что может повлечь необратимые последствия для всей страны.
Разработчики закона отмечают, что в законодательстве многих стран предусмотрено формирование официальной статистической информации с широким использованием административных данных. В России же отсутствовали правовые основы применения административных данных в целях официального статистического учета, что затрудняло сбор и обработку данных, увеличивало нагрузку на хозяйствующие субъекты и бюджет. В результате в настоящее время мы имеем несвоевременную, не всегда достоверную и неполную официальную статистическую информацию.
— Можно ли говорить теперь, имея закон, можно устранить все эти недостатки, мешающие получению достоверной информации?
— Да, разумеется. Новый Закон, являясь специальным базовым рамочным законодательным актом в сфере официального статистического учета, обладает большей юридической силой (по отношению к постановлениям Правительства РФ). Он обязателен к исполнению на всей территории Российской Федерации с наступлением установленной ответственности при противоправных действиях и является наиболее стабильной формой регулирования правоотношений.
Необходимость принятия такого Закона была продиктована Конституцией РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. Официальный статистический учет, находящийся в ведении РФ (п. «р» ст. 71 Конституции РФ), должен регулироваться Федеральным законом прямого действия.
В Законе установлен понятийный аппарат, «прозрачный» для восприятия как органами государственной власти, так и лицами и органами, представляющими первичные статистические данные. Прописан порядок формирования официальной статистической информации и ее предоставления государственным органам, а также возможность получения такой информации заинтересованными лицами.
— Какой порядок взаимодействия субъектов предусмотрен в новом законе?
— В документе определен порядок взаимодействия субъектов статистики — органов государственной власти, уполномоченных осуществлять статистический учет. Прописана обязательность представления им первичных и административных статистических данных.
Для респондентов — субъектов малого и среднего предпринимательства — предусмотрен упрощенный порядок представления субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Определены гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и установлена ответственность за нарушение норм Закона.
В ближайшем будущем предполагается создание единой информационной системы всех органов исполнительной власти, формирующих базы данных. Тем самым будет налажен оптимальный путь получения и обработки данных.
— Какими еще полномочиями наделяют Закон органы государственной статистики?
— Закон наделяет Федеральную службу государственной статистики (Росстат) и его органы в регионах дополнительными полномочиями. Более того, он обязывает респондентов, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, безвозмездно предоставлять в органы статистики первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе и данные, содержащие сведения, составляющие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках и иных лицах и другие сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами. При этом физические лица — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ, предоставляют сведения, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Другими словами, после принятия закона все предприниматели обязаны будут предоставлять органам государственной статистики любую нужную им информацию.
— Предусмотрены ли в Законе санкции за отказ предоставления информации?
— Да, предусмотрены. Отказ от предоставления информации влечет за собой ответственность по нормам административного кодекса.
— У бизнес-сообщества эта норма уже вызывает опасения, что полученную информацию впоследствии можно будет приобрести на дисках. Не секрет, что сегодня на любом развале можно купить, например, диски с засекреченными сведениями из баз министерств внутренних дел.
— Разработчики законопроекта на это возражают, что согласно законопроекту статистические ведомства обязаны защищать конфиденциальную информацию от любой возможности ее распространения. В документе декларируются гарантии защиты предоставления информации, которая будет отнесена к служебной тайне органов статистики. В отношении этих данных обеспечивается конфиденциальность информации, они не подлежат разглашению (распространению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Кстати, руководитель Росстата Владимир Соколин уже пообещал, что из его ведомства утечек не будет.
Помимо данных норм, законопроект устанавливает принципы официального статистического учета и системы государственной статистики в соответствии с основными принципами официальной статистики, принятыми Статистической комиссией ООН.
Пунктом 5 ст.8 Закона установлено, что первичные статистические и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, а также сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, представляются субъектам официального статистического учета в соответствии с законодательством РФ об этих категориях информации ограниченного доступа.
Таким образом, государственные органы, получающие такого рода информацию в рамках осуществления статистической деятельности в своей сфере, руководствуются российским законодательством об этих категориях информации ограниченного доступа: Федеральным законом «О коммерческой тайне», Законом РФ «О государственной тайне», Федеральным законом «О персональных данных».
Положениями этих нормативных правовых актов установлены порядок предоставления данной информации, права ее обладателя, полномочия госорганов по отношению к информации, режим работы с ней, охрана конфиденциальности, ответственность за непредоставление информации уполномоченным органам исполнительной власти, ответственность за нарушение конфиденциальности, допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требования к персональным данным.
К примеру, секретная информация, содержащаяся в реестре ФНС России, не будет предоставляться уполномоченному органу по статистике.