От Трианона до Петровича
Уходит поколение, уходят люди, чьим талантом мы так восторгались, на которых, может быть, и держался этот мир. Не стало Бориса Клюева – популярнейшего актера, который запомнился ролями: шпион Трианон в «ТАСС уполномочен заявить…», граф Рошфор в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Майкрофт Холмс в сериале «Приключения Шерлока Холмса», Николай Петрович – звезда любимого всеми телесериала «Воронины».
Несколько лет назад Клюев приезжал в Махачкалу, был занят в одной из главных ролей спектакля «Колесо фортуны» (комедия по роману Ю. Полякова «Козленок в молоке»), прошедшего при полном аншлаге в Русском театре. Я, будучи почитателем таланта Бориса Владимировича, конечно же, не мог упустить возможности встретиться с ним. Сам спектакль меня интересовал в меньшей степени – только личность отдельно взятого актера. Какой он, Воронин-старший в обычной жизни? Все так же бранится и любит ли на самом деле футбол? Интересно ведь! Наш разговор проходил в гримерке.
Народный артист поведал, что ранее ему доводилось быть в нашей республике, еще во времена Советского Союза, на съемках фильма «Баллада о старом оружии». Приезжал также с антрепризным спектаклем.
– Меня здесь любят, – говорил гость, – всегда очень хорошо принимают. А известный футбольный тренер Гаджи Гаджиев – мой хороший товарищ. Так что с Дагестаном меня многое связывает.
Борис Владимирович имел разряд по борьбе. Зная об этом, предложил ему посетить в следующий приезд один из борцовских залов республики.
– Я бы с удовольствием, но, к сожалению, чем старше становлюсь, тем меньше остается времени на другие дела. Раньше дружил с ребятами-борцами, следил за их выступлениями. В последние годы не успеваю: работаю беспрерывно. У меня ведь помимо театра еще и телевидение, плюс преподавательская работа, – делился он.
Затем мы перешли к «Ворониным». Было интересно узнать, как ему удалось настолько гармонично вписаться в образ героя.
Оказалось, что это тайна, о которой не знает никто. И сам он тоже не знал. Более того, его в течение года не утверждали на эту роль, и был такой чиновник на телевидении, который говорил: «Вы что, Клюев такой серьезный артист, а вы его в ситком?!» А американцы, проводившие кастинг, утвердили первым. Их было человек тридцать, поставили задачу: «Вы смотрите телевизор, любите футбол и пиво. А вот ваш сын». Он начал импровизировать и выдавал такое, что те угорали. Когда начали работать, столкнулись с проблемой. У Клюева довольно аристократическая внешность, и поэтому ничего интеллигентного носить нельзя. Режиссер очень долго мучился с костюмом. Тут главный герой вспомнил свое детство: у них во дворе все ходили в трениках или, как их сейчас называют, майках-алкоголичках. Всё сразу стало на свои места.
В «Ворониных» очень много эпизодов, где Николай Петрович ест. Говорят, для актера это самое сложное.
– Первое время действительно было очень тяжело, – признавался Борис Владимирович. – Сначала три дубля, а на генеральной репетиции все нужно делать по-настоящему. И, конечно, если ты приходишь с утра и в 10 часов начинаешь есть винегрет, потом торт, суп, колбасу, а после этого объявляют обед, можно просто с ума сойти. Все стали поправляться, и я в том числе.
Мы беседовали минут 10, может, 15, а потом тепло попрощались. Клюев в последние годы боролся с тяжёлым недугом, но продолжал работать. Он оставил о себе добрую память.