От зиндана морали – к годекану нравственности

A- A+

В нашей вчерашней истории нравственный облик советского человека формировался в рамках по восходящей: октябренок – пионер – комсомолец – коммунист. С 90-х годов система поменялась так быстро, что для людей это стало шоком, будто из-под ног ушла земля.

Вдобавок Россия в новой Конституции объявила, что в стране никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. То есть люди получили четкий сигнал, что государство отныне не собирается подсказывать, а тем более указывать, кому как жить, кому во что верить и т.д.

Но полученная свобода многих не обрадовала. Люди Страны Советов, семьдесят лет находившиеся в рамках жесткой идеологии, не научены были жить без какой-либо идейной опоры. Вот и кинулись они искать ее для себя. В Дагестане, как и везде в России, кто-то находил ее в религии (мечети, церкви), кто-то продолжал чтить «Кодекс строителя коммунизма», кто-то стал следовать воровскому кодексу и т.д.

А в это время разными путями, в том числе и через Интернет, который уже успел поломать информационные барьеры в мире, нас испытывали (и испытывают до сих пор) различными технологиями манипулирования общественным мнением, превращения в послушных исполнителей чужой воли и даже технологиями превращения в рабов различных идей, незаметно разрушающих личностную основу человека. Очевидно, что при этом часть наших граждан стала (и продолжает становиться) легкой добычей для них. И, как мы знаем, для некоторых это закончилось трагедией.

Вот так прошло почти 30 лет. На смену первым «свободным гражданам» уже успело прийти новое поколение. Что же представляют сегодня Дагестан и дагестанцы в своей массе?

Это можно легко проследить, пройдя по некоторым улицам Махачкалы, преимущественно с частными домами. Глухие высокие заборы вдоль улиц говорят об одном: мы сегодня живем в условиях потери самого главного в наших взаимоотношениях – ДОВЕРИЯ. Его отсутствие ощущается во всех областях и на всех уровнях человеческого взаимодействия: между простыми людьми, между пациентом и врачом, студентом и преподавателем, гражданами и властью и так далее. Там, где между людьми нет доверия, любая здравая идея превращается в свою профанацию. Любой спущенный сверху бюджет распыляется, и эффективность его расходов сводится к нулю. А общество становится разобщенным и уязвимым, как карточный домик.

Ожидать, что у нас, как в каком-либо Сингапуре, появится лидер с огромными полномочиями, который жесткой рукой проведет реформы, не приходится. У нас разные условия. Человек, стоящий во главе нашей республики, – это управленец, менеджер, с полномочиями только управления республикой. Полномочиями, действующими в рамках российского законодательства. Поэтому любые изменения возможно провести, следуя букве и духу существующего законодательства.

А как показывает история, цивилизованные отношения, т.е. отношения, где установлены и выполняются правила, учитывающие интересы всех сторон общества, возможны там, где уважают общечеловеческие ценности, такие как человеколюбие, свобода, справедливость, достоинство, трудолюбие, равенство, братство, коллективизм, интернационализм, декларированные, кстати, и в новейшей Конституции России. Если приглядеться, то станет понятно, что многие проблемы Дагестана вызваны как раз большим разрывом между общечеловеческими ценностями и сегодняшними ценностями дагестанцев.

Возникает вопрос, способен ли Дагестан развиваться в направлении общества с цивилизованными отношениями? Что можно было бы сделать в республике сегодня, чтобы дагестанцы в будущем в общественной жизни стремились действовать строго в контексте общечеловеческих ценностей?

Если смотреть на то, что происходило и в немалой мере происходит сегодня на уровне управления нашей республикой, увидим, что здесь с некоторых пор сидит чиновничья гвардия, для которой главное – не служение закону, стране и народу, а служение себе и интересам своего клана. Это привело к тому, что откаты и взятки вошли в неписаные правила их деятельности, что в свою очередь привело к ослаблению и искажению процессов управления и контроля и в остальных областях человеческой деятельности.

В результате определенная часть общества, сталкиваясь со случаями, когда чиновник без взятки не выполняет свои основные должностные обязанности, врач без взятки не лечит больного, а преподаватель вуза по достоинству не оценивает знания студенты и т.д., вынуждена была таскать им взятки. Ведь не у каждого хватает силы воли добиваться справедливости законным путем. В условиях непростого российского законодательства и недостаточной правовой грамотности населения это задача не из простых. Поэтому у этой части общества постепенно выработалось терпимое отношение к взятке, затем привыкание к ней, а дальше дача или получение взятки превратились в навык.

Это привело к тому, что сегодня в Дагестане существенной стала доля людей, для которых нет ничего, что нельзя было бы продать или купить – инвалидность ли, диплом ли, должность ли и т.д. Но ведь на таких же представлениях воспитываются и их дети. Последнее приводит нас к ужасному выводу: в нашем обществе идет процесс воспроизводства целого пласта людей с преступным мышлением.

Да, с приходом нового руководства предпринимаются попытки постепенного обновления и оптимизации кадрового состава, ужесточения требований к нему, восстановления правового поля и т.д. А, как известно, общечеловеческие ценности имеют характер принципов, сформулированных на уровне высокой степени обобщения. Некоторые из них, несмотря на их абстрактность и декларативность, ложатся на строгий язык правовых норм, и после дополнительного истолкования и развития их применение обеспечивается юридическими средствами.

Поэтому можно сказать, что, пытаясь восстановить правовое поле, наша власть в определенной мере занята и возвращением общечеловеческих ценностей в наше общество.

Но поведение, выполняющее закон из страха наказания за его нарушение, всегда проигрывает поведению, для которого выполнение закона является приоритетом. А сколько же нам придется еще ждать, пока выполнение закона станет навыком, т.е. ценностью для всех дагестанцев?

Отсюда следует, что нет простых и быстрых путей решения вопроса. Не помогут и призывы к патриотизму и гражданственности, лозунги, пышные праздники с георгиевскими ленточками. Они не сделают человека более законопослушным или нравственным. Это все похоже на то, что мы лечим дерево, поливая разными химикатами крону и листья, когда болезнь находится в корневой системе.

Поэтому задача номер один – вернуть общество в нормальное состояние, т.е. добиться того, чтобы у людей снова появились естественные потребности, удовлетворение которых стало бы определяющим их поведения. Но если перевоспитание взрослого населения – задача практически неподъемная, то попытки найти способы помочь осознанному формированию, правильному формулированию и качественному удовлетворению своих естественных жизненных потребностей молодыми людьми, вступающими во взрослую жизнь, вполне реальны.

Один из таких подходов в доступной и увлекательной форме изложен в методическом пособии автора для учителей старших классов в виде открытого урока «Будь настоящим человеком!». В нем показывается, как можно ученика старших классов научить управлять своей жизнью, привести ее (жизнь) в соответствие со своими вышеназванными потребностями. Для этого с помощью учителя или наставника составляется модель промежутка его жизни, в которой перечисляются цели, которых он хочет добиться к концу промежутка, общественно полезные дела, в которых он хотел бы участвовать в течение этого времени, и правила поведения, не противоречащие контексту общечеловеческих ценностей, которых он хочет придерживаться.

Так вот, в первый раз учитель (наставник) объясняет ученику, зачем это нужно, саму методику моделирования, помогает ему составить простейшую модель промежутка его жизни. Затем совместно с ним контролирует, насколько возможно, соответствие составленной модели поведения ученика в промежутке и достигнутых им в конце результатов.

Например, простейшая модель для ученика 7 класса Магомеда Магомедова, рассчитанная на одну школьную четверть (промежуток жизни), может включать пункты: закончить четверть без троек (личные достижения, цель), принять активное участие в традиционном субботнике, проводимом школой в конце четверти (участие в общественно полезном деле, чтобы добиться одобрения поведения и заслуг ученика от окружающих), и принять себе за правила: никогда не унижать слабого и каждое утро перед школой устраивать пробежку длиной в 3 километра (осознанно подгонять свое поведение под правила, не противоречащие контексту общечеловеческих ценностей, а возможно, и приближающие к ним).

Моделируя новые промежутки со все более серьезным содержанием, проживая их и анализируя результаты вначале с учителем (наставником), а затем самостоятельно, к окончанию школы ученик может набраться опыта, чтобы войти во взрослый мир достаточно самостоятельным, психологически и нравственно подготовленным.

У такого подхода, на взгляд автора, имеются очень большие перспективы, будь то нравственное очищение общества или экономическое процветание через прививаемое с молодого возраста осознанное отношение к своей жизни. Ведь в нем учтены как движение к цивилизованным отношениям через контекст общечеловеческих ценностей, так и научно подтвержденные потребности человека.

Да, к результатам можно прийти не так быстро. Но если наша сегодняшняя дагестанская власть хочет остаться в благодарной памяти дагестанцев, то она своими действиями может существенно ускорить этот путь. Например, принимая правительственную (РД) программу «Стратегия ускоренного движения РД в направлении общества с цивилизованными взаимоотношениями», одним из пунктов которой может стать подготовка психологов-наставников, специально ориентированных на такую работу.

Кто-то говорил, что Дагестан – это Россия в миниатюре. То есть процессы, происходящие в РД, с некоторым временным лагом повторяются и на уровне РФ. Не могу ручаться за абсолютную точность такого наблюдения, но доля правды в этих словах прослеживается. Так что правильно ставя и решая проблемы РД, у нашего руководства появляется шанс на нечто большее, чем благодарность наших земляков.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»