Отдушина советских автомобилистов
Когда-то многие из нынешних автомобилистов могли лишь мечтать об автомобилях. Нельзя было прийти в автосалон, оставить предоплату и забрать новенькую машину через месяц, как сейчас. Своего автомобиля приходилось ждать годами, но можно было и вовсе не дождаться.
Подержанные автомобили на рынке стоили дороже новых. Особого выбора тоже не было – один класс, четыре марки: «Запорожец», «Москвич», «Жигули» и «Волга». Те автомобили казались нам верхом инженерной мысли и вершиной автомобильной моды. Своего рода отдушиной и единственной дверцей в мир моторов для советских граждан, не имевших возможность приобщиться к племени автолюбителей, долгие годы оставался лишь журнал «За рулём».
Он в советское время был единственным массовым автомобильным изданием, его с удовольствием читали многие автомобилисты. Очень нравился он и мне. Я начал его читать где-то с 1970-х. Раздобыть подшивку за год, а то и гораздо более ранние выпуски считалось большим счастьем, ну, а новые номера зачитывались просто до дыр. Всё изменилось, кажется, с середины 2000-х. Журнал тогда потерял авторитет, половину номера стала составлять реклама, многие статьи носили заказной характер, поэтому к журналу хорошо стало подходить прозвище «За рублём». Затем появились другие издания, например в 1994 году роскошный первый автомобильный «глянец» – журнал «Автопилот» Издательского дома «Коммерсантъ». Но в авангарде новой автопрессы встанут именно замечательные «Авторевю» и «Клаксон».
На обложке первого номера «За рулём» был изображен тысячный экземпляр первого серийного советского автомобиля АМО-Ф-15, вышедшего за ворота ЗИЛа. Выпуск начался в 1924 году, а тысячный автомобиль появился лишь в 1928-м. И модели было уделено в первом номере журнала достаточно много внимания. Шофёры из разных городов, работавшие на этом грузовичке, давали свою взвешенную оценку, хвалили его за надёжность мотора и крепкий кузов, но в то же время отмечали неудобную посадку, ненадёжный дифференциал, ну и, разумеется, качество сборки, которое станет вековым бичом нашего автопрома.
Другой важной задачей было зарождение во всех слоях общества, в каждой труднодоступной деревне энтузиазма для строительства дорог, особо отмечая, что для этого не нужны большие деньги или дорогое оборудование, а всего лишь желание приблизить наступление светлого будущего. Наиболее приблизившимся к этому будущему и осознающим перспективу развития дорожной сети представлялся тракторист.
С развитием автомобильной промышленности менялось и содержание журнала, менялись рубрики и общие настроения, однако цель оставалась всё та же – воспитание в советском гражданине автомобилиста. Каждая модель легкового автомобиля, выпущенного нашими автопроизводителями, передавалась на длительное тестирование в редакцию, о ходе которого сообщалось в соответствующей рубрике. Это был не тот поверхностный тест поведения на дороге, а полноценный обзор автомобиля глазами опытного владельца. Рассказывалось о возникающих неисправностях, способах их устранения своими силами в гараже, эксплуатационных промахах, допущенных заводом. На заводе, случалось, прислушивались к мнению авторов статей.
Со временем всё больше информации стало появляться об одноклассниках наших «Жигулей» и «Москвичей», о заграничном автопроме, спорткарах и лимузинах.
Одной из самых интересных и полезных рубрик была «Шофёрская смекалка», переименованная затем в «Советы бывалых». В эту рубрику писали простые автомобилисты. Рассказывали о том, как они модернизировали свои серийные автомобили, о своих изобретениях, улучшающих характеристики и позволяющих выбраться из бездорожья, а также временно исправить поломку в дороге. Иногда к советам давались комментарии специалистов НАМИ и МАДИ, а некоторые «изобретения» и глупые советы жёстко и аргументированно критиковались как опасные. Автор лучшего совета номера получал подарок. В иных рубриках высмеивались некультурные водители, некомпетентные дорожные службы, неграмотно расставляющие дорожные знаки.
Сегодня по поведению водителя на дороге, по соблюдению правил дорожного движения и по отношению к другим участникам движения можно сделать заключение: воспитан этот человек на ценностях, которые долгие годы пропагандировались журналом «За рулём», или же этот гражданин случайно оказался в рядах автомобилистов.