Отважный яхтсмен Евгений Гвоздёв
Махачкалинец Евгений Гвоздёв так сильно любил океан, что решил совершить кругосветное путешествие. Потом еще и еще. В первую кругосветку он вышел в 58 лет, во вторую – в 65, в третью – в 74 года.
Гвоздёв родился в городе Пинске (Брестская область, Белоруссия) в 1934 году. Когда Евгению было 3 года, арестовали его отца, из сталинских лагерей тот не вернулся. Мать погибла во время фашистской бомбежки. Воспитывала будущего путешественника дальняя родственница.
Он окончил мореходное училище в Астрахани и 35 лет плавал судовым механиком на крупных рыболовецких судах Каспия. В 1949 году переехал в Махачкалу, в конце 1970-х увлекся парусным спортом. За два года упорного труда к лету 1979 года самостоятельно построил однокорпусную парусную яхту, переделанную из списанного «вельбота» (быстроходная шлюпка на 4–8 веслах).
С 13 сентября по 20 октября впервые в истории Каспия механик теплохода Махачкалинского морского порта в одиночку проделал путь Махачкала – Баутино – Шевченко – Красноводск – Баку на своей яхте. Яхта получила название «Гетан», состоящее из первых букв имен всех членов семьи: Гвоздёв Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья. После первого серьезного плавания он задумывает путешествие по зимнему Каспию и в декабре 1982 года выходит на «Гетане».
Работая механиком в порту, действительный член Географического общества СССР яхтсмен Евгений Гвоздёв пересёк Каспий в одиночных и коллективных походах более 50 раз, побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около 4 тысяч миль.
7 июля 1992 года на яхте «Лена» (класс «микро», длина 5,5 метра) из Махачкалы отправился в первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено. Этим Гвоздёв установил своеобразный мировой рекорд – первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе. Сейчас яхта находится в собрании Музея морского флота в Москве.
В 1999 году мореход отправился во вторую кругосветку. Интересно, что яхту «Саид» он выстроил на балконе своей квартиры из стекловолокна.
По прибытии в Астраханский порт ее доставили на грузовике в Новороссийск, откуда 2 июля того же года Гвоздёв двинулся бороздить Мировой океан. С начала плавания путешественник пересёк Чёрное, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, останавливаясь в портах Стамбула, Афин и Калаверде (на острове Сардиния).
После Гибралтара начался путь через Атлантику. Успешно достиг Бразилии, последовательно швартуясь в портах Лас-Пальмас, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Рио-Гальегос (южный порт Аргентины), наконец, прошел знаменитый своими злыми штормами Магелланов пролив.
После этого обогнул Южную Америку и пересёк Тихий океан. Но прежде прошел вдоль побережья Чили на север, чтобы «прикрепиться» к западному тропическому течению. Старт в этом главном и наиболее длительном и опасном переходе Гвоздёв взял в чилийском порту Арика. Двигаясь под парусами на запад, преодолев тысячи миль, за четыре месяца дошел до Таити и Самоа. 29 июля 2002 года достиг побережья североавстралийского города Дарвин.
Следующий переход – через Индийский океан с посещением Кокосовых островов, Шри-Ланки, индийского порта Кочин и Джибути. Преодолев Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал, вновь оказался в Средиземном море, относящемся к бассейну Атлантического океана.
С большими сложностями как естественного (сильный встречный ветер), так и антропогенного характера (недоброжелательное отношение греческих пограничников, принявших Гвоздёва за турка из-за специфического названия яхты) мореход преодолел Эгейское море и достиг пролива Дарданеллы, соединяющего это море с Мраморным. Здесь-то и замкнулось его второе кольцо вокруг планеты (10 июля 2003 года). Примерно через неделю он пришвартовался в черноморском порту Сочи, а 9 августа Евгения Александровича торжественно встречали в Махачкалинском порту.
После очередной кругосветки администрацией города Махачкалы было принято решение о сооружении на Родопском бульваре первого в России памятника в честь легендарной яхты и её капитана. Сегодня яхта находится в историческом парке «Россия – моя история».
В третье кругосветное путешествие 74-летний Гвоздёв отправился из Новороссийска 19 сентября 2008 года на яхте специальной постройки «Getan II». Дата старта была выбрана не случайно: в сентябре 1979 года Евгений Александрович, тогда ещё начинающий молодой капитан, впервые вышел на самостоятельно построенной яхте «Гетан» в одиночное плавание по Каспию.
Длина новой яхты составляла 5,5 м, ширина почти 2,5 м. И на этот раз он был оснащён намного лучше своих прежних походов.
В начале октября 2008 года Гвоздёв сообщил, что благополучно пересек Чёрное море и достиг города Эрегли, Турция, что недалеко от пролива Босфор, 10 ноября – итальянского берега в районе мыса Спартивенто. А 30 ноября он в последний раз вышел на связь.
10 декабря 2008 г. тело 75-летнего россиянина с глубокой раной на голове было обнаружено на пляже Кастельпорциано на юге Италии. В этом же районе, на пляже, носящем имя Америго Веспуччи, нашли выброшенную на берег яхту, на ней личные вещи, заметки о путешествиях и список имен, написанных по-русски.
По всей видимости, события развивались следующим образом: 29 ноября во время зимнего шторма в Средиземном море у берегов Неаполя яхта перевернулась и сломала мачту. Гвоздёв восстановил ее мореходность и продолжил путь. Сигнала SOS не подавал.
До этого ему всегда везло – возвращался целым и невредимым, несмотря на приключения и далекие от идеала плавсредства. Во время одного из плаваний попал к сомалийским пиратам, стоял под дулами их автоматов и все-таки сумел уцелеть.
Для российских яхтсменов Гвоздёв великий и ярчайший за последние 20 лет путешественник. Простой небогатый человек, выйдя на пенсию, смог осуществить мечту своей жизни – совершить кругосветку.
В сентябре 2016 года имя Евгения Александровича было присвоено бывшей улице Железобетонная в микрорайоне УЗК г. Махачкалы.
По материалам открытых источников