Памяти ушедшего родственника
Закончился земной путь еще одного родственника. Ушел от нас житель села Чонтаул Ниматулаев Исмаил. Из поколения детей войны. Прошедший через все трудности того периода нашей трагической истории. Один из ярких представителей рода Хъанталари села Тлондода.
Неграмотный отец Ниматулла, трудолюбивый и энергичный житель села, приложил все усилия, чтобы дать образование сыну. Окончив школу, Исмаил продолжил учебу в Дагестанском педагогическом институте и стал учителем.
Ниматулла получал письма от сына из Махачкалы. Читать письма сына он звал тех, кто умел читать. Рассказывают, однажды чтец начал читать письмо Исмаила, а Ниматулла чтецу говорит: «Ты конец письма прочитай, основное он пишет в конце!». А в конце: «Папа, пришли мне немного денег».
В конце 1960-х и в начале 1970-х Исмаил был директором Агвалинской средней школы. Был строгим, требовательным, отдававшим себя и свои знания ученикам. В те годы Исмаил, Османов Абакар и Абдулкадыров Магомед представляли цвет сельской и районной интеллигенции. Всегда выглядели как герои детективного фильма – аккуратно и по вкусу времени одетые, нарядные, непричастные ко всяким сплетням и бытовым скандалам. Магомед – начальник сельхозуправления Цумадинского района, Абакар – зав. отделом РК КПСС. К моему формированию эти три личности имели прямое отношение. Мама моя всегда в пример ставила мне своих родственников в лице этой тройки. Красивое было время! Часто все трое навещали нас, подолгу сидели с папой, обсуждали те или иные проблемы, говорили о жизни, о необходимости заботиться об образовании и о моем будущем. Как-то они вызвали меня на «ковер» и спросили: «Кем ты хочешь стать?» Я ответил: «Историком!» Тут и Исмаил (историк!), и Абакар (партийный работник) в один голос сказали: «Истории в этой стране нет! Она пишется в угоду власти. Избрав профессию историка, ты станешь соучастником вранья! Или останешься изгоем со своим видением истории!». Я, ученик 8 или 9 класса, долго думал над сказанным. Навсегда отбили желание стать историком.
Был и забавный случай из школьной жизни. Учились во вторую смену. В 16:00 в клубе фильм «След сокола». После очередного урока одноклассники начинают готовить побег и срыв занятий. Всем классом идем в кино! Предстоял урок родного языка, который нам преподавал мягкий, добрый Магомедтагир Алиевич. Мне, секретарю комсомольской организации школы, одноклассники сообщают о единогласном решении класса и спрашивают: «Ты с нами?». «Да!». Всем классом в кино! Вдруг через полчаса после начала фильма в темном зале проходит информация, что директор школы в зале появился! Я бегу к запасному выходу. Дверь закрыта! Чувствую за спиной шаги директора. Тот меня хватает за ворот и говорит: «Немедленно собери класс, чтоб раньше меня вы оказались в классе!». Сидели всем классом скученно, в одном или на двух рядах. Я прошу всех вернуться в школу. Сидим в классе. Ждем директора. Тут воспитательная работа директора. Исмаил подходит ко мне и: «Саидов! Встать! Ты организатор этого побега?» Встаю и отвечаю: «Да!». Тут же получаю довольно тяжелый удар по затылку, от которого я сел и тут же, как на пружинах, встал. (Бей своих, чтобы боялись другие!).
В один год одновременно все трое решили покончить с чиновничьей жизнью и переехать на равнину. Магомед со своей семьей – в Хасавюрт, Абакар – в Кизилюрт, а Исмаил – в Чонтаул.
В году 1988 или 1989 Исмаил позвонил мне и сказал, что будет проездом в Москве. Едет на курорт в Прибалтику. Хочет со мной встретиться. Я его встретил на Курском вокзале и проводил на Рижский. По ходу этого короткого общения у нас состоялся разговор исключительно на тему идеологии. Я ему о грядущих переменах, о конце коммунистической идеологии. О преступлениях режима. Он стал переживать за меня. Садясь в поезд на Ригу, Исмаил мне сказал: «Абдурашид, я переживаю за тебя! Система такие вещи не прощает! Как бы ты плохо не закончил! Береги себя, всё, что ты мне говорил, держи в себе, не озвучивай!».
Много было встреч, в последнее мое свободное пребывание в Дагестане имел с ним беседу, смотрел его фотоальбом, вспоминали прошлое. Несколько недель тому назад было огромное желание посетить его в Чонтауле, но, зная, что он слаб, болен, боясь навредить ему, решил не посещать его. И вот перестало биться сердце моего дорогого человека, учителя и старшего брата.