Патент на ненагрузку
Для бизнеса последствия введения ограничительных мер из-за коронавируса будут долгосрочными и без второй волны инфекции, которую все чаще прогнозируют. Пришествие COVID-19 способно нанести сокрушительный удар по мировой экономике в целом. Для России же с ее ежегодными планами на развитие вспышка эпидемии, пришедшаяся как раз на начало года, стала, мягко говоря, неприятным сюрпризом, отголоски которого еще долго будут давать о себе знать. Приглушить это неприятное эхо стараются разными способами. Меры реагирования на будущие и существующие угрозы в этот раз приняли совсем нестандартные формы.
Необходимость реализации масштабных программ, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенного смягчения бюджетной политики. Как и в случае с ослаблением режима самоизоляции, регионы самостоятельно выстраивают систему, способную, насколько это возможно, поддержать местный бизнес в нынешней непростой ситуации. Смягчение фискальной политики в рамках взаимоотношений государства и предпринимательства – одна из таких мер, предпринятых в Дагестане. Предложенные руководителем республики Владимиром Васильевым инициативы, коснувшиеся в том числе и сокращения налогового бремени на бизнес, были приняты 20 мая в рамках 46-й сессии Народного Собрания РД.
Месяц назад в соответствующем Указе Глава Дагестана поручил Правительству республики в кратчайшие сроки разработать и внести на рассмотрение парламентариев инициативы, позволяющие в два раза сократить налоговое бремя для предпринимателей в части уплаты налога на доходы. Это и упрощенная система налогообложения, и единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, а также налог, исчисляемый по патентной системе налогообложения. Депутаты законодательный проект одобрили.
Вопреки обстоятельствам, социального дистанцирования между властью и бизнесом придерживаться не стали. То есть, несмотря на возможные потери для регионального бюджета, только настроившего механизмы уплаты налогов, Дагестан принял довольно радикальные шаги, идя навстречу бизнесу в ущерб интересам казны.
Постапокалипсис сегодня
Учитывая, что экономика страны одновременно столкнулась и с ограничением предложения, и с ограничением спроса, на индексе потерь региональной экономики это скажется весьма ощутимо, как и на доходах части отраслей. В большей степени в нашей республике речь идет о сфере бытовых услуг, туризме, авиаперевозках, строительстве, ресторанном бизнесе, торговле.
Косвенные потери в межотраслевых связях, проявляющиеся в связи с ограничением возможностей сбыта конечной продукции, надежды на скорый возврат к «доковидным» доходам бизнеса тоже не прибавляют. Импорт и экспорт проигрывают настолько же сильно, насколько сильно страдают пока еще рыночные отношения внутри самой республики. Постизоляционный спрос на данный момент демонстрирует разве что топливная промышленность, на что автозаправочные станции среагировали как всегда неадекватно ситуации – ростом цен. Малый и средний бизнес такими взрывными возможностями для восстановления не располагает.
Очевидно, что программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений направлены на снижение текущих издержек бизнеса. Предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Если же возвращаться к теме потенциальной опасности для казны, стоит упомянуть, что в условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а, наоборот, увеличиваются, будут задействованы средства Фонда национального достояния и заимствования, чтобы профинансировать как текущие обязательства, так и антикризисные программы. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета.