Персонажи живут своей жизнью
Мы смеемся вместе с героями комедий, можем грустить за просмотром мелодрамы, а благодаря фэнтези теряем чувство реальности. Трудно переоценить роль кино в нашей повседневной жизни. Но, просматривая любимый фильм, телесериал или передачу, мы видим конечный результат работы и редко задумываемся о том, кто же придумал увлекательные сюжетные повороты, характеры главных героев, кто автор столь оригинальных идей. А это сценаристы, они всегда за кадром.
В беседе с корреспондентом «ДП» Андрей Галанов (на снимке вверху) – автор, приложивший руку к сериалам «Моя прекрасная няня» и «Солдаты», документальным фильмам «Анна Герман» и «Беспощадный лис», анимационному фильму «Белка и Стрелка: Лунные приключения» и другим проектам, раскрывает некоторые секреты кино.
— Андрей Юрьевич, как вы стали сценаристом?
— Случайно. Даже будучи художественным руководителем команды КВН «Махачкалинские бродяги», не планировал заниматься сценарной деятельностью. Тогда мечтал создать уникальное шоу – наподобие того, что сейчас делают «Уральские пельмени». В силу разных причин не получилось. Многие ребята стали известными сценаристами, часть – писали юмористические (и не только) программы для нашего телевидения. Мы делали свою юмористическую программу на ТВ-6, пока канал не закрыли, были причастны к одному из первых сериалов «Театральная академия». Сценарий предложили написать мне, и этой новостью я поделился с другом, сценаристом Шабаном Муслимовым, который в итоге стал автором. На тот момент сам я не был готов к этому вызову.
Шабан организовал «Гильдию авторов», подтянул талантливых ребят, многие из которых были «бродягами». Тогда были созданы сериалы «Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня» и другие. Сериал «Солдаты» мы писали дружной компанией. В гильдии я руководил авторской группой на протяжении нескольких сезонов…
– То, что вы пишете сценарий для комедий, понятно: вы в прошлом кавээнщик. А чем вызван такой интерес к документальному кино?
— Оно мне интересно потому, что по специальности я историк – окончил в свое время истфак Даггосуниверситета. С радостью согласился попробовать силы в документалистике. В 2008 году было снято 4 фильма о советских и российских разведчиках.
— Вы склонны идеализировать персонажей или представлять их в отрицательном ракурсе?
— Универсального подхода, на мой взгляд, не существует. Основываясь на личной практике, скажу, что персонажи должны быть из реальной жизни, похожими на друга, коллегу, родственника. У зрителя не должно возникать ощущения фальши или специально придуманного «картонного» персонажа.
Когда представляешь реального персонажа, то не надо мучиться над диалогами, словами, которые они произносят. Они живут своей жизнью, у них формируется характер, они становятся настоящими. Тогда и сценарий получается хорошим, отчетливо представляешь, кто из актеров лучше сыграет ту или иную роль.
Герой и сюжет неразрывны: невозможно представить героя отдельно от сюжета. В фильме «ЧБ» изначально родилась идея – русский националист убивает кавказца, последний становится ангелом-хранителем первого. Дальше сюжет обрастает деталями. Герой не может быть безусловно хорошим или однозначно плохим. И в жизни – почти так. Если не брать в счет маньяков, убийц и людей с измененной психикой, то у каждого есть чем гордиться и о чем сожалеть.
Когда представляешь реального персонажа, то не надо мучиться над диалогами, словами, которые они произносят. Они живут своей жизнью, у них формируется характер, они становятся настоящими. Тогда и сценарий получается хорошим, отчетливо представляешь, кто из актеров лучше сыграет ту или иную роль
— Опытные авторы считают, что «сценарий не пишется, а переписывается». Разделяете ли вы их мнение?
— Действительно, тяжело написать хороший сценарий полнометражного кино меньше чем за год. Писателю приходится переписывать текст будущей книги, что уж говорить о динамичном кино. То, что создается, должно в первую очередь нравиться тебе самому, потом – приковывать внимание других. Иначе есть риск того, что зритель переключит канал или уйдет из кинотеатра. Сценаристам приходится переписывать текст на разных этапах съемки. Вот сейчас мы работаем над сериалом «Мастер», посвященным легендарной команде
«КамАЗ». Казалось бы, сценарий принят, но приходится ездить и переписывать то, что по разным производственным причинам невозможно снять. К этому проекту, работа над которым началась еще в 2016-м, я присоединился в прошлом году, когда возникла необходимость переработать его еще раз.
— Какое качество сценариста самое ценное?
— Наверное, умение начать с чистого листа и признать, что написанное тобой ранее вовсе не гениально. Еще в кавээновские годы главный редактор «АМиК» Михаил Марфин сказал: «Вы не сможете писать хорошие сценарии, если не научитесь себя «резать». Этот метод актуален и в большом искусстве.
— А какой он – хороший сценарий?
— Хороший сценарий в первую очередь должен нравиться мне и, разумеется, захватить внимание зрителя. Ведь эмоционально не затрагивающая картина остается лишь схемой. Я писал сценарий к Кремлевскому концерту, посвященному Дню Победы. Случайно в это время прочитал историю песни «Нежность». Дело в том, что режиссер Матвеев в фильме про войну хотел показать контраст – раненых солдат, танки, копоть, гарь, а на фоне при этом звучит нежная лирическая песня в исполнении Анны Герман. Игру оркестра Гостелерадио записывали вживую. Герман на тот момент тяжело болела, но все же согласилась. Во время записи оркестр стал играть невпопад, Матвеев рассердился. Во второй раз ситуация повторилась: глаза музыкантов наполнялись слезами, оттого они не видели партитуру.
Обстоятельства, при которых записывалась песня, настолько потрясли меня, что я выступил с идеей снять фильм про Анну Герман, стал креативным продюсером документальной драмы. По большому счету творческим людям важны аплодисменты: овации зала – для артиста, степень влияния той или иной статьи в обществе – для журналиста, а рейтинги кинокартины – для сценариста.
— Какой совет вы дали бы себе, если бы встретили в начале карьеры?
— Быть менее критичным к людям. Хотя вряд ли тогда послушал бы. Я был категоричным, воспринимавшим мир черно-белым, самоуверенным молодым человеком, не сомневающимся в правильности своих действий вплоть до 1998 года. В тот период появились сильные сомнения. Думаю, я слишком распылялся. Но это опыт, и он бесценен. Сейчас я менее строг к людям, возможно, стал самокритичным.
— Планируете ли вы снять фильм о Дагестане?
— Мы с Шабаном давно об этом думаем, каждый раз возвращаемся к этой теме. Но, увы, одного желания недостаточно. Был написан сценарий о «Дикой дивизии», однако до реализации он так и не дошел. Не знаю, как все в итоге сложится, не буду раскрывать тайну, но сценарий на дагестанскую тему нами будет написан. Потому что мы любим свой край и думаем о его истории и современности.