Пламенный революционер Батырмурзаев
Нухай Батырмурзаев был писателем. В целях приобщения кумыков к чтению на родном языке он перевел несколько арабских сказок на кумыкский, в том числе сказку «Синдбад – мореход». А еще написал такие повести, как «Давуд и Лайла» и «Несчастная Хабибат».
В 1919 году Зайналабид сообщает отцу, что его выбрали председателем Революционного комитета Хасавюртовского округа. Сыну стал помогать и отец. На этом поприще они работали вместе, объясняя простым рабочим и крестьянам основные направления новой власти.
Обстоятельства в то тревожное время сложились так, что крупные соединения белоказаков стали приближаться к Аксаю и Хасавюрту. В этой сложной обстановке Революционный комитет ушел в подполье.
Зайналабид с отцом решили добраться до Аксая, чтобы выяснить там ситуацию, но по дороге оба были арестованы белоказаками. Это произошло в октябре 1919 года. Они были помещены в местную тюрьму в Хасавюрте. Несколько дней с ними беседовали, пытаясь склонить на свою сторону.
Но Зайналабид твердо стоял на своем. Он ответил: «Убеждений своих не меняю. Вы можете убить меня и забрать мое сердце, но мои мысли о победе над вами не сможете отнять у меня. Мои идеи о равенстве нашего народа прочно поселились в моей душе. И таких, как я, много…».
Сына и отца расстреляли через несколько дней, в конце октября 1919 года.
На центральной площади города Хасавюрта ныне установлен памятник поэту и революционеру Зайналабиду Батырмурзаеву. У памятника часто собираются учащиеся школ и других образовательных учреждений, чтобы почтить память дорогого земляка.
***
Кумыкский поэт и публицист Зайналабид Батырмурзаев (на снимке) был, пожалуй, самым юным революционером в Дагестане. Он прожил всего 22 года. Но и за этот короткий срок, что был ему отпущен судьбой, успел много сделать хорошего для своей республики.
В 1917 году вместе с отцом Нухаем Батырмурзаевым организовал выпуск журнала «Танг Чолпан» («Утренняя звезда»). В этом издании начинающий писатель печатал собственные произведения – стихи и очерки. А через год стал руководителем партизанского отряда, который мужественно сражался с войсками генерала Деникина.
***
Родился будущий революционер и поэт в 1897 году в селении Аксай. Некоторое время обучался в медресе, а потом с отличием окончил Хасавюртовское реальное училище.
В 1915 году был вынужден уехать в Казань, так как стал подвергаться преследованию царскими сыщиками за свои революционные убеждения.
Там Батырмурзаев начал сотрудничать как журналист с татарской газетой «Халкь» («Народ»). Потом вошел в состав просветительского круга, которым руководили местные социал-демократы.
Вернувшись в 1916 году в Дагестан, Зайналабид организовал сначала в Аксае, а потом и в Хасавюрте такой же просветительский кружок.
Лакский писатель Ибрагимхалил Курбаналиев подчеркивал:
«Это был юноша неуемной энергии. Он был настолько грамотен, что мог цитировать наизусть стихи многих русских авторов. В том числе Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Часто выступал перед народом, объясняя им, где правда кроется, а где ложь».
***
В ноябре 1918 года Зайналабид сформировал партизанский отряд, который начал вести боевые действия против деникинцев и турецких войск.
К отряду постепенно присоединялись многие люди, проживающие в соседних селениях. Вместе с Зайналабидом против белогвардейцев сражался и другой будущий известный кумыкский поэт – Багаутдин Астемиров.
Однажды пошли слухи, что к Аксаю подступают крупные силы генерала Деникина.
Зайналабид спросил Багаутдина:
– Как думаешь, правда это или ложь?
Багаутдин отвечал:
– Надо проверить. Может, и правда.
– Кто это сделает?
– Я. Вечером выйду в разведку. Кажется, они в соседнем хуторе расположились. Это в 15 километрах отсюда.
– Возьми с собой еще кого-нибудь.
– Хорошо.
Багаутдин обратился к партизанам:
– Есть желающие?
– Так точно, – ответили несколько человек.
Астемиров отобрал троих и объяснил:
– Надо будет одному под видом дервиша втереться в доверие к белым. Узнать, что они думают предпринимать в отношении нас. И сколько у них сил.
Поздно вечером четыре человека, вооруженные винтовками, ушли в разведку. Роль дервиша взял на себя сам Багаутдин.
Товарищам он сказал:
– Я пойду в их расположение. А вы оставайтесь неподалеку под большим ветвистым дубом, чтобы вас не было видно. Если что, прикроете меня.
– Будьте осторожны, – посоветовали ему.
– Постараюсь. Буду читать им стихи и потихоньку расспрашивать, что они намерены делать.
Багаутдин вернулся только утром. Партизаны всю ночь терпеливо дожидались его.
– Хотят завтра ночью окружить село и уничтожить всех, – сказал он. – Так что надо готовиться к обороне.
***
Когда вернулись в Аксай, он сказал Зайналабиду:
– Сил у них много, не знаю, сможем отбиться или нет. Надо что-то придумать.
– Это верно, – кивнул Батырмурзаев.
И примерно через час пришло решение.
Зайналабид объяснил:
– Когда деникинцы подойдут близко, мы их встретим огнем здесь. А через некоторое время будем атаковать еще и с тыла. Половину отряда рассредоточим на противоположной стороне за деревьями. Этот небольшой лес будет нашим союзником.
– А если они догадаются? – спросил кто-то.
– Не думаю. Ведь наступать будут ночью. Поэтому всем партизанам, кто будет атаковать их с тыла, надо обязательно переодеться в черную одежду.
– Хорошая мысль, – поддержал друга Астемиров. – Можно, я возглавлю отряд «тыловиков»?
– Конечно.
В результате этот хорошо продуманный тактический маневр принес успех партизанам. Потеряв почти половину личного состава, белые в панике отступили. Это поражение даже выглядело не отступлением, а бегством.
Все поздравляли Батырмурзаева и называли его «наш полководец». А ведь юному командиру едва исполнился 21 год.
***
В это же время в журнале «Танг Чолпан» Зайналабид печатал свои стихи и очерки. Чуть позже написал пьесу «Наперекор муллам».
В этом произведении молодой автор обозначил проблему неравенства между разными слоями населения. Духовенство тогда не одобряло открытие школ для девушек. Этой несправедливости автор и уделил много внимания в своей драме.