Плавающие обороты
Вот уже два года куда ни ткни – упрёшься в пандемию и связанные с нею трудности. При этом автомобильная промышленность и её связь с коронавирусом – далеко не первое, что приходит на ум. Однако с момента начала распространения ковида отрасль демонстрировала не всегда однозначные и предсказуемые тенденции.
Поначалу ввод ограничений и самоизоляции серьезно повлияли на рынок автомобильных продаж, спровоцировав кризис. Многие автосалоны либо закрылись на время, либо пытались выживать, торгуя онлайн. Вполне понятным было и снижение покупательской активности: мало того, что в автомобиле в период с марта по июнь 2020 года практически не было необходимости, так еще и такая покупка точно не значилась в числе первоочередных.
Как итог – двумя годами ранее, в апреле, в первый месяц самоизоляции в стране, продажи упали в 3,5 раза по сравнению с доковидным периодом. И как бы ни старались маркетологи компаний, заманивая комфортностью и безопасностью онлайн-продаж, справляться с депрессией авторынка удавалось не всем. К примеру, новые отечественные легковушки в большинстве своем пылились в центрах продаж. Удивляло другое: к автомобилям премиального класса заинтересованности у покупателей не убавилось. Среди престижных марок 7 брендов стали даже популярнее. В целом же рынок новых легковых авто в ту пору только за первое полугодие снизился на 17 %.
Назад в будущее
Правду говорят: хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Всем нам хорошо запомнились прогнозы по выходу на плато, за которыми следовали очередные так и не сбывшиеся предсказания. Вирус мутирует, создавая всё новые проблемы. Обещания о возврате к докризисным ценам были «воздушными» уже на стадии их оглашения, все это прекрасно понимали. Как и то, что на росте стоимости новых или подержанных авто улучшение эпидемиологической ситуации никак не скажется.
Положение в конце ушедшего года было таково, что после временной незаинтересованности в покупке нового авто спрос вновь стал расти. Остерегаясь дефолта и космического повышения цен на всё, россияне кинулись скупать не только гречку и спички. В определенный момент запылившиеся было машины стали раскупаться довольно активно, что привело к искусственному дефициту автомобилей. Результат был предсказуем: рост цен привёл к тому, что многие не в состоянии купить новую машину.
По мнению автоэкспертов, в резком росте цен и дефиците виновата не только возникшая активность покупателей, но и глобальная нехватка чипов на автозаводах, что привело к логичным производственным ограничениям. На данном этапе специалисты в принципе не советуют влезать в кредиты или отдавать последние сбережения ради обладания новым автомобилем, предлагая вкладываться в куда более понятные активы – в ту же недвижимость, к примеру. Неоспоримый совет, если учитывать, что уже после подписания договора в салоне авто теряет в цене порядка 15 % стоимости. Плюсуем сюда амортизацию, расходы на топливо и риски ДТП и понимаем, что выгоды от продажи таких инвестиций ждать точно не стоит.
То ли ещё будет…
Наступивший же год заставит рынок вновь свыкнуться со снижением спроса. Аналитики убеждены, что продажи новых легковых автомобилей в России в 2022 году снизятся по сравнению с 2021 годом на 1,3 % и составят почти 1,5 млн единиц. При пессимистичном сценарии российский авторынок упадет на 2,6 %, а при оптимистичном продажи, наоборот, вырастут на 1,9 %.
Эксперты поясняют: дефицит машин у дилеров продлится до середины 2022 года, а сроки их поставок останутся такими же длинными, как сейчас, от нескольких месяцев до года. В прогнозе отмечено и продолжение роста цен, что в очередной раз может спровоцировать снижение покупательской активности у россиян. По данным «Российской газеты», в начале 2022 года новые автомобили в России снова подорожают на
10–20 %. Среди причин нового скачка цен называются смена модельного года, удорожание стали из-за отмены экспортных пошлин, повышение ставок утильсбора, а также инфляция, колебания валютных курсов и увеличение себестоимости производства в целом.