По старому сценарию
Создавая кинематограф, братья Люмьер и не предполагали, какое мощное финансовое и пропагандистское оружие они передают в руки наследников. Смысл, вложенный в первоначальную идею, когда кино должно было нести исключительно развлекательную функцию, со временем обзавелся не всегда доброкачественными наростами. Иначе не было бы нужды в кодировке телевизоров от детей и возрастных ограничениях при просмотре.
Но оголенная «синема», насилие, наркотики и даже подробная инструкция по сбору взрывных устройств не столь опасны как киношные предсказания. В умении успешно накаркать сценаристы переплюнули Вангу задолго до того, как она прозрела своим ослеплением.
Искупайтесь в антисептике, опрыскайте попкорн, закапайте глаза чем-нибудь обеззараживающим, потому что сейчас будет много грязи. Гаснет свет. Мы приступаем к… прочтению кино.
Всемирная организация здравоохранения совместно с Центром по контролю и профилактике заболеваний США пытается помешать распространению смертельного вируса неизвестного происхождения. В связи с тем, что инкубационный период заболевания очень короткий, а смертность и заразность слишком высоки, отследить его происхождение трудно. Вирус сбивает с толку медиков, приводит в ужас человечество, сгоняя его в могилы, поскольку против заразы нет ни лечебных протоколов, ни вакцины. Смертность – более 20%. Мутирование вируса затягивает получение вакцины, и многие больные погибают.
… А все начинается с того, что Бет Эмхофф возвращается домой в Миннеаполис после деловой поездки в Гонконг, где она подхватила неизвестный вирус и по прибытии домой скончалась от странной болезни. Ее сын Кларк умер от такой же болезни, но муж Митч остался жив. У него обнаружился естественный иммунитет к возбудителю.
В Центре по контролю и профилактике заболеваний доктор Эллис Чивер, отвечающий за работу с вирусом, просит любимую жену покинуть Чикаго, где бушует эпидемия. Кругом палаточные городки и борьба за жизнь. А в Сан-Франциско блогер и независимый журналист Алан (у нас таких социально-сетевых доброжелателей пруд пруди) занимается дезинформацией населения, утверждая, что существует лекарство под названием «форсития». Он уверяет, что сам исцелился от болезни благодаря ему. В конце фильма до фейкениста добираются агенты ФБР и обвиняют в введении в заблуждение, мошенничестве и обмане. А образцы вируса помещают для заморозки в контейнер, где уже хранятся культуры возбудителей атипичной пневмонии и свиного гриппа. The end, как говорится.
Впечатляет, правда?! Это сюжет фильма-катастрофы «Заражение» Стивена Содерберга. Если по какой-то невероятной тормознутости кто-либо не нашел взаимосвязи с происходящим за собственным окном, вот дополнение: это картина о попытках исследователей и представителей общественного здравоохранения обнаружить и сдержать болезнь, утрате общественного порядка в условиях пандемии и в конечном итоге открытии вакцины, которая сдержала распространение вируса… Классический хэппи-энд. Он чаще раздражает, чем заставляет рукоплескать, искать жилетку для плача, если ты не сентиментальная дама, конечно, но в этот раз… Хочу, чтобы сбылось! Скорее!
Теперь вот о чем. «Заражение» Голливуд предсказал и продемонстрировал в 2011 году. Предсказания такой точности в столь относительно короткий промежуток времени вангам и не снились: там накаркивания распространялись на гораздо далекое будущее, насколько я знаю.
После премьеры на 68-м Венецианском кинофестивале фильм получил сдержанно-положительные отзывы от критиков. Но вот научная общественность отнеслась к голливудскому вымыслу с куда большим почтением. Стоит упомянуть, что при создании фильма Содерберг сотрудничал с Центром по контролю и профилактике заболеваний США, а также консультировался с группой научных экспертов.
В статье научного журнала New Scientist фильм получил хвалебные отзывы за достоверное представление науки. Как пример приводится необходимость найти способ выращивать вирус в лабораторных условиях без уничтожения популяции клеток, прежде чем исследователи смогут изучать вирус.
Карл Циммер, автор научно-популярных книг, также похвалил фильм, при этом отметив, что в фильме показывается, как реконструкция вспышки эпидемии может помочь понять, сколько человек может заразить носитель вируса, сколько из них заболеют и сколько умрут. К сожалению, не помогло.
Так что вернемся в грустную действительность, которая не так щедра на хэппи-энды. Китай, который, по всей видимости, взял в привычку шокировать соседей по планете, – успехами в экономике, в попытках покорить космическую отрасль, глобальном завоевании рынка автомобилестроения – возможно, сам того не желая (я подчеркиваю, возможно), создал для человечества грандиозную проблему. Тут не поспоришь.
Желание Штатов и Израиля наказать Пекин монетой, готовя триллионные иски к Поднебесной за причиненный ущерб, на мой взгляд, не что иное, как демонстрация собственного бессилия и нескрываемой зависти к успехам страны, сделавшей себе имя на немыслимом пути к успеху за счет самоотверженного труда и железной дисциплины. И заставившей себя уважать.
Призыв к предусмотрительности тот же Пекин озвучил в момент, когда обнаружил вирус. Но то ли приготовления к Новому году, то ли недвусмысленное игнорирование привели к тому, к чему привели: спрут раскинул щупальца по всей планете. Однако словосочетание «китайские ученые» употребляется теперь на порядок чаще, чем восхваление их британских коллег. Именно опыт врачей с родины «кавида» сегодня пригождается гораздо чаще, чем наработки других опытных деятелей науки. Но для некоторых срубить деньжат на происходящем – все равно что вакцину найти от вируса. Такая стоит задача.
Как поступили бы те же Штаты, создай и продемонстрируй Китай «Заражение» на своих киноплощадках? Не было у меня опыта предсказателя, но ведь всегда бывает первый раз. В день развития пандемии американцы засандалили бы не менее жадный иск за создание вируса по сценарию и за предоставление прав на тиражирование пиратской версии по всему миру другим странам.
Но печально обнадеживает то, что Трамп пока еще не всё сказал. И вполне возможен другой сценарий, при котором Дональд предъявит Дяде Сэму те же претензии за голливудские сказки, вечно становящиеся былью.
… Эх, была не была. Понравилось мне предсказывать. Вижу, на этот вечер в вашем самозаточённом кинопрокате одна картина – «Заражение». Будете искать себя. Одна просьба: не ищите в массовке или среди нарушителей общественного порядка, который продемонстрирует фильм. Хотя… Сегодня массовка и нарушители – слова-синонимы. Не уподобляйтесь безумцам. Пишите собственный сценарий. Пусть его подредактирует Всевышний, но Он же не Содерберг.