По заветам Алкадари
В современных условиях небывалого обострения международных и межгосударственных отношений чрезвычайно важно безотлагательное и своевременное решение вопросов образования, духовно-нравственного и прежде всего патриотического воспитания подрастающего поколения.
В указе Президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечено: «Правительству при разработке национального проекта в сфере образования необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Российская Федерация представляет сложную этническую структуру, состоящую из более 180 этносов и этнических групп. Более 40 коренных этносов, носителей около 30 родных языков проживают в Республике Дагестан. В стране и городах республики невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей. Поэтому молодёжь, обучающаяся в полиэтничном регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности, и для этого необходимо владеть элементарной культурой в межличностных, межэтнических и межнациональных отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.
Вопрос в том, на кого равняться, откуда черпать морально-этические и духовно-нравственные ценности, веками присущие тому или иному народу, в данном случае народам Дагестана? Дагестанцы располагают целой плеядой учёных просветителей, мыслителей, создавших значительные труды по проблемам народного просвещения, образования и воспитания, посвятивших свою жизнь формированию морально-этического облика подрастающих поколений. Не останавливаясь на колоссальном вкладе дагестанских учёных ХIХ, ХХ веков, о чём можно писать многотомные монографии, отметим лишь имена мыслителей, вошедших в энциклопедии арабо-мусульманского Востока.
Один только Дербент дал исламской культуре таких выдающихся учёных и религиозных деятелей, как Йусуф б. аль-Хусайн б. Дауд Абу Йакуб аль-Баби аль-Лакзи (ум. до 1089/90) – автор хроники «Дербент-наме» (протографа одноимённого сочинения XVII в. Мухаммада Аваби аль-Акташи), а также его ученик, крупный мусульманский теолог Абу-Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (ум. в пер. пол. XII в.) – автор уникального словаря суфийских терминов, составленного им за пределами Дагестана в 1098/99 г.». Также хорошо известны труды выдающихся мыслителей и просветителей Дагестана Мухаммеда Ярагского, Магомеда-эфенди Османова, Абдурахмана-хаджи Согратлинского, Али-Гаджи Акушинского, Джамалуддина Казикумухского, Гасана-эфенди Алкадарского, Али Каяева, Гасана Гузунова, Дамадана-эфенди, Дауда-эфенди из Усиша, Мурад-бея Дагестанлы, Дамадана-эфенди из селения Мегеб и других.
Каждый из них выражал свои просветительские взгляды на благо достойного просвещения и воспитания народов Дагестана, что имеет исключительную значимость в современных условиях развития страны и республики. Думаю, современные учёные-культурологи, историки, педагоги, психологи, да и все неравнодушные к воспитанию подрастающего поколения учителя и воспитатели непременно восстановят и возьмут на вооружение педагогические идеи и взгляды дагестанских мыслителей и просветителей.
В этой статье мы остановимся лишь на морально-этических взглядах выдающегося дагестанского учёного, мыслителя Гасана-эфенди Алкадари (на снимке).
В своём творчестве Г. Алкадари предстаёт перед нами как учёный-историк, философ, просветитель, учитель-наставник и педагог-практик. Основой его педагогической деятельности было глубокое осознание того, что только просвещение и образование народных масс выведут народы Дагестана из глубины невежества. «Необразованность лишает человека возможности жить хорошо, уродует его жизнь как морально, так и материально», – говорил Г. Алкадари. Он был убеждён, что «государство должно заботиться об образовании и воспитании молодёжи, щедро выделять средства на науку, в достатке обеспечивать педагогов, максимально заинтересовывать молодёжь в научной деятельности».
Принципиально новым в методах преподавания Г. Алкадари было то, что ученикам позволялось самостоятельно выбирать предметы для изучения, которые были им наиболее интересны. С учётом того, что преподавание основывалось на механическом заучивании знаний, которые им преподносились учителем, причём зачастую учёба велась на малознакомом языке, необходимо было повысить заинтересованность учеников к изучаемым предметам. В целях углубления знаний учащихся и расширения их кругозора, а также осознавая, что теоретические знания часто остаются бесполезными без практики, Г. Алкадари не только ввёл в программу своей школы новые предметы (ранее не преподававшиеся: историю, географию, математику, физику, философию), но и стал совмещать их с полезными знаниями в области ремесленных промыслов, садоводства, полеводства.
Будучи полиглотом, отлично владея, помимо родного языка, ещё и арабским, азербайджанским, русским, он вёл преподавание в своей школе и на тюркском языке помимо традиционного арабского. Это было обусловлено тем, что Южный Дагестан тогда был тесно связан экономически и культурно с Азербайджаном. Знание нового языка всегда повышает культуру любого человека, открывает перед ним новые горизонты.
Составной частью научно-педагогических взглядов Г. Алкадари являются морально-этические взгляды и идеи. В воззрениях Гасана Алкадари отразились не только интересы определённых социальных сил, но и его нравственные идеалы. Гасан-эфенди – один из немногих дагестанских мыслителей второй половины XIX века, кто занимался этическими проблемами.
В своих работах Гасан-эфенди даёт характеристику нравам, нормам поведения дагестанцев. Из высказываний автора можно сделать некоторые выводы о его нравственных идеалах, этических воззрениях: «Хотя характеры и нравы дагестанских племён, составившихся из многих разнообразных и взаимно противоположных классов и групп, различны, всё-таки они характеризуются некоторыми хорошими качествами, такими как храбрость, самоуважение, щедрость и уважение к гостю». Эти качества людей, по мнению мыслителя, не порицаемы, а должны быть всемерно поощряемы.
В поведении человека осуждаемы такие качества, как безрассудство и трусость, расточительство и жадность.
Задумываясь над тяжёлым положением своих соотечественников, мыслитель высказывает предположение, что грубость в поведении горцев зависит от того, что они, то есть горцы, ограничены миром своих гор и дагестанский народ не знаком с нравами правящего класса и нации: «В общем, беда, всегда постигающая их, происходит от проживания в горах без общения с миром и от незнакомства с нравами правящего ими начальства, которое они редко видят, ибо, как сказал почтенный Физули, «дружба всегда бывает ветвью общения».
По мнению Гасана-эфенди, общественные деятели должны быть просвещёнными, умными и высоконравственными людьми, а правитель – справедливым, мудрым, просвещённым и действующим в интересах всех своих подданных.
Таким образом, все эти вопросы имели большое общественное значение, и характер их решения представляет интерес для определения этических воззрений Гасана Алкадари. Этика Гасана-эфенди исходит из его просветительской деятельности и направлена главным образом на освобождение горского населения от социального и духовного гнёта.
В этических воззрениях Г. Алкадари важное место занимает анализ нравственности и традиций народов Дагестана и вопрос о характере горцев. Мыслитель с гордостью отмечает, что горцам ещё с глубокой древности присущи такие положительные черты характера, как щедрость, храбрость, гостеприимство, уважение к старшим, трудолюбие, честность и т. д. Одной из важнейших обязанностей Гасан-эфенди считал совершение полезных для людей поступков и дел. По этому поводу он цитирует стихи Аббаса-Кули Бакиханова:
Не правоверен никто, если не совершает добрых дел,
И кафир тот, кто не ищет правды.
С особой радостью он писал о тех, кто для общего пользования построил дороги, мосты, родник, водопровод, здания для школ, забор для кладбища и т. д.
К лучшим чертам характера людей Алкадари справедливо относил аккуратность, бережливость, умеренность, он осуждал пьянство, расточительность и тех, кто, «будучи и не будучи богатым, оденется в дорогой костюм или возведёт высокую постройку, другие, подражая ему и не учитывая своих доходов, увлекаются такими примерами».
К лучшим традициям горцев Г. Алкадари относит любовь к родным местам, к независимой и свободной жизни, мужество, храбрость. Сам Гасан-эфенди горячо любил свою родину и свой народ. Долг каждого человека, по мнению учёного, воспитать в себе такие качества, как достоинство и в дружбе, и в схватке с врагами, и в общении с людьми.
Хорошей традицией Алкадари также рассматривал уважение к старшим. Мыслитель пишет: «Чествование же младшим старшего посредством снятия шапки не есть свойство одних казикумухцев, а есть обычай, издревле сохранившийся в Дагестане в каждом округе, но у каждого народа есть свои выражения чествования».
Для Гасана Алкадари высшим счастьем было благо народа. По его мнению, все поступки человека должны оцениваться в зависимости от того, в какой мере они содействуют обеспечению блага людей. «Человека возвышают добрые дела, совершённые им во имя народа». «Все достижения человечества должны служить целям общественного прогресса, дружбе народов, интересам мира».
В поэме «Завещание сыновьям и внукам» Гасан-эфенди излагает свои взгляды на требования к последующим поколениям. «Молодые поколения, – писал он, – обязаны с должным уважением относиться к памяти ушедших поколений».
Ценными моральными качествами человека он считает борьбу за правду, стремление к научным знаниям, совершение полезных народу, в первую очередь беднякам, дел. «Герой не разбойник на дороге, – отмечает он, – а тот, кто себя бережёт от дурных поступков и держится пути правды». «Не гонись за богатством – гонись за наукой, наука любого врага сокрушает». Гасан Алкадари считает, что в новую эпоху любовь к народу заключается уже не столько в храбрости, сколько в борьбе за приобщение горцев к передовой технике и культуре.
В этических взглядах Гасана-эфенди Алкадари отразились сложившиеся веками и передававшиеся из поколения в поколение нравственные идеалы и этические нормы горцев. Многие из них направлены против отсталых традиций и этических норм и поэтому имели положительное значение в жизни населения Дагестана.
Гасан Алкадари был одним из тех, кто ратовал за культурный прогресс горцев. Он выдвинул целую программу развития культуры и быта горцев в статьях в азербайджанской демократической газете «Экинчи» и в письмах к редактору Зардаби. В них ставится вопрос об улучшении планировки деревни, реформе арабского алфавита, создании письменности, отвечающей фонетическим особенностям горских языков, об изучении и приобщении горцев к европейско-русской культуре, открытии светских и профессиональных школ.
Алкадари знал мусульманскую и европейско-русскую культуры, уважал их, подчеркивал, что судьба горцев связана с обеими культурами. Эти мысли остаются не менее актуальными и в наши дни. В своих произведениях Г. Алкадари учил, что светские науки приносят большую пользу и умственному, и нравственному развитию человека, направляют его добродетели. Невежество – враг добродетели, а наука – их основа. Алкадари не советует стремиться к славе и высокому общественному положению, ибо «в этом мёде содержится и яд».
Морально-этические воззрения Гасана-эфенди Алкадари, как, впрочем, и многих именитых дагестанских мыслителей и просветителей, отражают пути решения важнейших злободневных проблем жизни и деятельности горцев, что веками служили оптимизации образовательной теории и практики и ныне представляют собой неисчерпаемый источник для воспитания подрастающих поколений на моральных сокровищах этической мысли народов Дагестана.