Купить PDF-версию
13:38 | 23 ноября, Сб
Махачкала
X
08:40 03.03.2023

По заветам Алкадари

Шайдабег МИРЗОЕВ, профессор ДГПУ, Зарифа БАБАЕВА, кандидат педагогических наук
Выпуск - 2023 №№ 48-49
69

В современных условиях небывалого обострения международных и межгосударственных отношений чрезвычайно важно безотлагательное и своевременное решение вопросов образования, духовно-нравственного и прежде всего патриотического воспитания подрастающего поколения.

В указе Президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечено: «Правительству при разработке национального проекта в сфере образования необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Российская Федерация представляет сложную этническую структуру, состоящую из более 180 этносов и этнических групп. Более 40 коренных этносов, носителей около 30 родных языков проживают в Республике Дагестан. В стране и городах республики невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей. Поэтому молодёжь, обучающаяся в полиэтничном регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности, и для этого необходимо владеть элементарной культурой в межличностных, межэтнических и межнациональных отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.

Вопрос в том, на кого равняться, откуда черпать морально-этические и духовно-нравственные ценности, веками присущие тому или иному народу, в данном случае народам Дагестана? Дагестанцы располагают целой плеядой учёных просветителей, мыслителей, создавших значительные труды по проблемам народного просвещения, образования и воспитания, посвятивших свою жизнь формированию морально-этического облика подрастающих поколений. Не останавливаясь на колоссальном вкладе дагестанских учёных ХIХ, ХХ веков, о чём можно писать многотомные монографии, отметим лишь имена мыслителей, вошедших в энциклопедии арабо-мусульманского Востока.

Один только Дербент дал исламской культуре таких выдающихся учёных и религиозных деятелей, как Йусуф б. аль-Хусайн б. Дауд Абу Йакуб аль-Баби аль-Лакзи (ум. до 1089/90) – автор хроники «Дербент-наме» (протографа одноимённого сочинения XVII в. Мухаммада Аваби аль-Акташи), а также его ученик, крупный мусульманский теолог Абу-Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (ум. в пер. пол. XII в.) – автор уникального словаря суфийских терминов, составленного им за пределами Дагестана в 1098/99 г.». Также хорошо известны труды выдающихся мыслителей и просветителей Дагестана Мухаммеда Ярагского, Магомеда-эфенди Османова, Абдурахмана-хаджи Согратлинского, Али-Гаджи Акушинского, Джамалуддина Казикумухского, Гасана-эфенди Алкадарского, Али Каяева, Гасана Гузунова, Дамадана-эфенди, Дауда-эфенди из Усиша, Мурад-бея Дагестанлы, Дамадана-эфенди из селения Мегеб и других.

Каждый из них выражал свои просветительские взгляды на благо достойного просвещения и воспитания народов Дагестана, что имеет исключительную значимость в современных условиях развития страны и республики. Думаю, современные учёные-культурологи, историки, педагоги, психологи, да и все неравнодушные к воспитанию подрастающего поколения учителя и воспитатели непременно восстановят и возьмут на вооружение педагогические идеи и взгляды дагестанских мыслителей и просветителей.

В этой статье мы остановимся лишь на морально-этических взглядах выдающегося дагестанского учёного, мыслителя Гасана-эфенди Алкадари (на снимке).

В своём творчестве Г. Алкадари предстаёт перед нами как учёный-историк, философ, просветитель, учитель-наставник и педагог-практик. Основой его педагогической деятельности было глубокое осознание того, что только просвещение и образование народных масс выведут народы Дагестана из глубины невежества. «Необразованность лишает человека возможности жить хорошо, уродует его жизнь как морально, так и материально», – говорил Г. Алкадари. Он был убеждён, что «государство должно заботиться об образовании и воспитании молодёжи, щедро выделять средства на науку, в достатке обеспечивать педагогов, максимально заинтересовывать молодёжь в научной деятельности».

Принципиально новым в методах преподавания Г. Алкадари было то, что ученикам позволялось самостоятельно выбирать предметы для изучения, которые были им наиболее интересны. С учётом того, что преподавание основывалось на механическом заучивании знаний, которые им преподносились учителем, причём зачастую учёба велась на малознакомом языке, необходимо было повысить заинтересованность учеников к изучаемым предметам. В целях углубления знаний учащихся и расширения их кругозора, а также осознавая, что теоретические знания часто остаются бесполезными без практики, Г. Алкадари не только ввёл в программу своей школы новые предметы (ранее не преподававшиеся: историю, географию, математику, физику, философию), но и стал совмещать их с полезными знаниями в области ремесленных промыслов, садоводства, полеводства.

Будучи полиглотом, отлично владея, помимо родного языка, ещё и арабским, азербайджанским, русским, он вёл преподавание в своей школе и на тюркском языке помимо традиционного арабского. Это было обусловлено тем, что Южный Дагестан тогда был тесно связан экономически и культурно с Азербайджаном. Знание нового языка всегда повышает культуру любого человека, открывает перед ним новые горизонты.

Составной частью научно-педагогических взглядов Г. Алкадари являются морально-этические взгляды и идеи. В воззрениях Гасана Алкадари отразились не только интересы определённых социальных сил, но и его нравственные идеалы. Гасан-эфенди – один из немногих дагестанских мыслителей второй половины XIX века, кто занимался этическими проблемами.

В своих работах Гасан-эфенди даёт характеристику нравам, нормам поведения дагестанцев. Из высказываний автора можно сделать некоторые выводы о его нравственных идеалах, этических воззрениях: «Хотя характеры и нравы дагестанских племён, составившихся из многих разнообразных и взаимно противоположных классов и групп, различны, всё-таки они характеризуются некоторыми хорошими качествами, такими как храбрость, самоуважение, щедрость и уважение к гостю». Эти качества людей, по мнению мыслителя, не порицаемы, а должны быть всемерно поощряемы.

В поведении человека осуждаемы такие качества, как безрассудство и трусость, расточительство и жадность.

Задумываясь над тяжёлым положением своих соотечественников, мыслитель высказывает предположение, что грубость в поведении горцев зависит от того, что они, то есть горцы, ограничены миром своих гор и дагестанский народ не знаком с нравами правящего класса и нации: «В общем, беда, всегда постигающая их, происходит от проживания в горах без общения с миром и от незнакомства с нравами правящего ими начальства, которое они редко видят, ибо, как сказал почтенный Физули, «дружба всегда бывает ветвью общения».

По мнению Гасана-эфенди, общественные деятели должны быть просвещёнными, умными и высоконравственными людьми, а правитель – справедливым, мудрым, просвещённым и действующим в интересах всех своих подданных.

Таким образом, все эти вопросы имели большое общественное значение, и характер их решения представляет интерес для определения этических воззрений Гасана Алкадари. Этика Гасана-эфенди исходит из его просветительской деятельности и направлена главным образом на освобождение горского населения от социального и духовного гнёта.

В этических воззрениях Г. Алкадари важное место занимает анализ нравственности и традиций народов Дагестана и вопрос о характере горцев. Мыслитель с гордостью отмечает, что горцам ещё с глубокой древности присущи такие положительные черты характера, как щедрость, храбрость, гостеприимство, уважение к старшим, трудолюбие, честность и т. д. Одной из важнейших обязанностей Гасан-эфенди считал совершение полезных для людей поступков и дел. По этому поводу он цитирует стихи Аббаса-Кули Бакиханова:

Не правоверен никто, если не совершает добрых дел,
И кафир тот, кто не ищет правды.

С особой радостью он писал о тех, кто для общего пользования построил дороги, мосты, родник, водопровод, здания для школ, забор для кладбища и т. д.

К лучшим чертам характера людей Алкадари справедливо относил аккуратность, бережливость, умеренность, он осуждал пьянство, расточительность и тех, кто, «будучи и не будучи богатым, оденется в дорогой костюм или возведёт высокую постройку, другие, подражая ему и не учитывая своих доходов, увлекаются такими примерами».

К лучшим традициям горцев Г. Алкадари относит любовь к родным местам, к независимой и свободной жизни, мужество, храбрость. Сам Гасан-эфенди горячо любил свою родину и свой народ. Долг каждого человека, по мнению учёного, воспитать в себе такие качества, как достоинство и в дружбе, и в схватке с врагами, и в общении с людьми.

Хорошей традицией Алкадари также рассматривал уважение к старшим. Мыслитель пишет: «Чествование же младшим старшего посредством снятия шапки не есть свойство одних казикумухцев, а есть обычай, издревле сохранившийся в Дагестане в каждом округе, но у каждого народа есть свои выражения чествования».

Для Гасана Алкадари высшим счастьем было благо народа. По его мнению, все поступки человека должны оцениваться в зависимости от того, в какой мере они содействуют обеспечению блага людей. «Человека возвышают добрые дела, совершённые им во имя народа». «Все достижения человечества должны служить целям общественного прогресса, дружбе народов, интересам мира».

В поэме «Завещание сыновьям и внукам» Гасан-эфенди излагает свои взгляды на требования к последующим поколениям. «Молодые поколения, – писал он, – обязаны с должным уважением относиться к памяти ушедших поколений».

Ценными моральными качествами человека он считает борьбу за правду, стремление к научным знаниям, совершение полезных народу, в первую очередь беднякам, дел. «Герой не разбойник на дороге, – отмечает он, – а тот, кто себя бережёт от дурных поступков и держится пути правды». «Не гонись за богатством – гонись за наукой, наука любого врага сокрушает». Гасан Алкадари считает, что в новую эпоху любовь к народу заключается уже не столько в храбрости, сколько в борьбе за приобщение горцев к передовой технике и культуре.

В этических взглядах Гасана-эфенди Алкадари отразились сложившиеся веками и передававшиеся из поколения в поколение нравственные идеалы и этические нормы горцев. Многие из них направлены против отсталых традиций и этических норм и поэтому имели положительное значение в жизни населения Дагестана.

Гасан Алкадари был одним из тех, кто ратовал за культурный прогресс горцев. Он выдвинул целую программу развития культуры и быта горцев в статьях в азербайджанской демократической газете «Экинчи» и в письмах к редактору Зардаби. В них ставится вопрос об улучшении планировки деревни, реформе арабского алфавита, создании письменности, отвечающей фонетическим особенностям горских языков, об изучении и приобщении горцев к европейско-русской культуре, открытии светских и профессиональных школ.

Алкадари знал мусульманскую и европейско-русскую культуры, уважал их, подчеркивал, что судьба горцев связана с обеими культурами. Эти мысли остаются не менее актуальными и в наши дни. В своих произведениях Г. Алкадари учил, что светские науки приносят большую пользу и умственному, и нравственному развитию человека, направляют его добродетели. Невежество – враг добродетели, а наука – их основа. Алкадари не советует стремиться к славе и высокому общественному положению, ибо «в этом мёде содержится и яд».

Морально-этические воззрения Гасана-эфенди Алкадари, как, впрочем, и многих именитых дагестанских мыслителей и просветителей, отражают пути решения важнейших злободневных проблем жизни и деятельности горцев, что веками служили оптимизации образовательной теории и практики и ныне представляют собой неисчерпаемый источник для воспитания подрастающих поколений на моральных сокровищах этической мысли народов Дагестана.

Статьи из «Личность»

Посвятившая жизнь детям

16
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Легендарный генерал Араблинский

10
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Школа жизни Аскерханова

178
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Сердце Евразии

311
Десятилетия мы представляли мир динамичным, а сегодня убеждаемся – он синергетичен:...

Гасан Алкадарский и его главный труд

581
_ В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Гасана...

Просто светлый человек

70
Взяться за перо и написать эти строки меня побудило вовсе не желание угодить главному...

Патриот родного края

35
Рассказывать о Гитиномагомеде Гаджиясулове с одной стороны трудно, а с другой – легко....

Профессор приборостроения

35
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Федора Васильевича Дробышева – доктора...

Планета «Шамиль Алиев»

61
В мировой астрономии существует такая практика: малым планетам Солнечной системы...

Шенде: воин и кормилец

52
22 июня 1941 года. Шенде, которому было всего-то 17 лет, гулял с друзьями по улицам родного...

Всё для процветания родного края

76
Когда человеку многое дано, то понимаешь, что и сил на...