X
10:25 20.02.2025

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

Разият Ахмедова, профессор, доктор филологических наук
Выпуск - 2025 № 24
6

Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой высокой награды Родины за свой военный подвиг на склоне своей жизни.

Судьба таких людей, как Абдулхаким Исмаилов, побудила вспомнить исторические события 1941–1945 годов и раскрыть смысл высокого героизма для восприятия нового поколения людей.

О герое Абдулхакиме Исмаилове в настоящее время сочиняют стихи, песни, снимают документальные фильмы, пишут книги. Одной из них и стала книга
Г. Конакбиева об А.Исмаилове, это художественно-документальная повесть. В начале книги рассказана подлинная история Второй мировой войны, где главный герой и все персонажи – реально существовавшие и существующие люди.

Все новеллы Конакбиева, объединенные «рассказыванием», имеют каждая свое название («На берегу реки Яхсайсув», «Солдатские слёзы», «Двухслойный рай», «Первая разведка», «Война рождает не сыновей, но рождает победу», «15 километров вглубь к немцам», «Красное знамя», «Встреча с американцами» и другие), выявляющее суть повествования, а образ героя Абдулхакима Исмаилова раскрывает смысл и мотивацию высокого героизма советских солдат.

Такое «нанизывание» сюжетов на одного героя – один из обычных приемов объединения новелл в одно повествовательное целое.

Кроме того, в этом произведении каждая новелла расширяет тематический материал, а каждый новый фронтовой сюжет вовлекает новый круг персонажей в поле действий главного героя.

Герой, рассказывая о себе, вспоминает песню «Вставай, мой Абдулла, вставай», чем возвращает нас к «культу высокого героизма», сформировавшегося в кумыкской героической песне, которая особенно эмоционально прозвучала из уст казаха – однополчанина А. Исмаилова. Этот приём раскрывает суть национального высокого героизма на уровне любви к России, которую автор рассказывает простым доступным языком, не отходя от биографии героя, его откровений и фронтовых воспоминаний:

– Хаким Исакович, а бывало, что вы промахивались?

– Конечно, и не раз. Стоит цели отойти хоть на полшага – и всё. В этом случае или из автомата его, или, если успеешь, свалить в рукопашную. Раз на раз не приходится.

– А вы бились в рукопашную с немцами?

– Сколько раз…

В этой и многих других новеллах наличествует преобладание действия, а вместе с тем краткость, концентрированность, примат действия и важность композиционного «поворота» способствуют появлению в рамках новеллы элементов драматизма. Все указанные признаки не исключительно принадлежат новелле, но их внутренняя связная совокупность характерна для этого жанра.

Помимо цикла новелл Г. Конакбиева, в книгу вошли официальные и исторические документы, фронтовые фотографии, биографические и семейные записи А. Исмаилова, его письма, а также статьи, которые печатались в центральных и региональных периодических изданиях.

Появление книги «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» – знаковое явление, поскольку она достаточно наглядно, с документальным подтверждением ещё раз утверждает истину – неоспоримую победу российского народа над фашизмом в 1945 году для тех недругов России, которые пытаются принизить значение Советского Союза и советских солдат в победе во Второй мировой
войне. В ней не только представлен обширный документальный материал, но и сделана попытка художественно осмыслить события Великой Отечественной ­войны и её героев.

Философское и политическое осмысление событий войны открыло новые возможности перед автором:

«Было время, когда немцы в бинокли рассматривали Москву. А теперь, зажатые в кольцо, чувствуют себя, как мыши в мешке: туго затянута горловина. Бежать некуда. Каждый дом, каждый угол, каждое окно в Берлине изрыгают из себя смерть. Но ничто и никто уже не может остановить советских солдат: если бы вся ненависть к фашистам, скопившаяся в них, могла бы превратиться в реку, то Берлин, казалось, смыло бы бурным потоком».

Осознание событий минувшей войны дает ответы на жгучие вопросы и современной противоречивой жизни планеты.

Так в XXI веке кумыкская литература, воплощая дух новой эпохи, размышляя о новых реалиях жизни, по-новому осмысливает события Великой Отечественной войны и победы над фашизмом:

«В просторном кабинете Гитлера посредине стоял огромный стол, обставленный с двух сторон высокими стульями. Одну из стен занимали шкафы. Понятное дело, начался небеспристрастный «осмотр» кабинета. Кто-то из бойцов вытаскивает из шкафа кожаную куртку. Видать куртка гитлеровская…».

В ней отражены черты национального героя, его психологическое состояние, особенности национальной и социальной среды, в которой формируется личность, с одной стороны, способная к высокому героизму, с другой – к скромности.

«Хаким Исакович, помните, что обещали командующему армией станцевать в Берлине?» По просьбе разведчиков оркестр сыграл танцевальную грузинскую, и Абдулхаким вихрем пронесся по кругу, выполняя сложные па кумыкского народного танца. Танец прервал солдат, заявивший, что на другом конце площади раздают газету, только что привезённую из Москвы, и что на её первой полосе красуется фото первых водрузивших знамя над рейхстагом. Разведчики ринулись туда. Расхватали газеты. Так и есть: на ней изображено фото, снятое накануне. Внизу надпись: «1945 год. Советское знамя над рейхстагом в Берлине. Фото снято Е. Халдеем. Фотохроника ТАСС».

– Честно говоря, думал, что прочту о присвоении вам звания Героя, – сокрушенно проговорил Н. Романов.

– Ничего. Значит, недостойны были этого звания. Самое главное, остались живы, – ответил Абдулхаким».

Поэтому в одной из статей автора книги, включенной в раздел «Наши СМИ о Герое России Абдулхакиме Исмаилове в разные годы», пишет: «Что меня в тот день поразило в нем больше всего, так это его удивительная скромность и простота».

Так просматривается глубинно-психологический анализ подвига как концентрированного воплощения героического начала и его диалектической связи с художественной правдой, которую достоверно представил автор книги. В раскрытии темы войны и её героев, правды о ней автор демонстрирует диалектику национальных традиций и их социальную, нравственную и эстетическую ценность. Так достигается идейно-эстетическая цель осмысления нашей эпохи и помогает читателю постигнуть подлинную историю Великой Отечественной войны и её героев.

Таким образом, герой книги Абдулхаким Исмаилов выступает как специфическое средство воплощения истории реального национального героя, и именно это формирует тональность текста и выражает задачу автора.

Статьи из «Победа – 80»

Спасибо Вам, Валентина Георгиевна!

8
Так уж распорядилась судьба, что Валентина Георгиевна...

Горянки на фронте и в тылу

15
Есть в истории человечества события, память о которых не меркнет с годами. К таким по праву...

Во имя победы

4
80 лет назад к нам пришла победа в кровопролитной, жестокой войне, унесшей более 27 миллионов жизней советских граждан. Не боясь смерти, люди шли в последний бой,...

Ей бы в куклы играть, а она на войну

32
Листаю подшивку газет тридцатилетней давности. Тогда...

Во имя Победы

12
Первый Всероссийский научный диктант «Наука во имя победы» проводится по всей стране в...

Маршал инженерных войск

10
В Хасавюрте есть улица, названная в честь маршала Михаила Петровича Воробьёва. Есть такая улица и в Москве, и во Владикавказе. И это неслучайно.

Из плеяды героев

10
Был июнь 1941 года. Проснулся Коля рано. Настроение было отличное, впереди солнечный день, он...

Юные герои военного времени

37
Выдающиеся примеры трудового героизма проявили народы нашей страны во время Великой Отечественной войны. Трудиться так же доблестно, как доблестно сражаются...