Купить PDF-версию
07:23 | 16 ноября, Сб
Махачкала
X
10:38 20.12.2022

Почётный железнодорожник и заслуженный врач

Уроженец города Буйнакска Александр Писерович Якубов приложил немало сил и отдал много лет становлению современной  врачебно-санитарной службы СССР и России на железнодорожном транспорте, включая все перевозки, в том числе и пассажирские.

Александр Якубов родился ровно 100 лет назад в семье горских евреев. Еще в юном возрасте, потеряв отца и помогая матери содержать ещё пятерых детей, понял, кем он хочет быть. Воспитание,  трудолюбие и упорство помогли Александру в то нелегкое время получить будущую профессию медика.

К началу войны он закончил Дагестанское медицинское училище и сразу ушел добровольцем на фронт. Молодой медработник был направлен в военный госпиталь вблизи села Эльхотово в Северной Осетии. Здесь, у Эльхотовских ворот, немецкие войска встретили ожесточённое сопротивление советских войск. Стратегической задачей армии вермахта было захватить нефтедобывающие территории Северного Кавказа и Закавказья. Стоит понимать, что бои были очень тяжелыми. Медицинская служба Советской армии была сопряжена с большими трудностями. Деятельность Александра Якубова на этом участке и целом в период  Великой Оте­чественной войны была оценена медалями и почетными знаками.

После окончания войны Александр Якубов, убежденный в правильности выбранного пути, поступил на учёбу в Дагестанский медицинский институт, а затем окончил и клиническую ординатуру по особо опасным инфекциям в городе Воронеже. Полученные диплом и образование позволили ему стать заведующим инфекционным отделением ЦРКБ в  Махачкале.

Опыт работы Александра Якубова в качестве врача-инфекциониста был замечен на высоком уровне. В 1962 году руководство Северо-Кавказской железной дороги  предложило ему должность главного санитарного врача Махачкалинского отделения дороги. Последующие 35 лет санитарно-эпидемиологическая служба на железнодорожном транспорте во главе с Александром Якубовым стала одной из лучших в стране. Инфекционисты несли бдительную службу по предотвращению распространения опасных болезней на объектах железнодорожного транспорта. Долгие годы неустанного труда и преданности  работе, профессиональные знания и твердость характера дали свой результат. За все эти годы не было зарегистрировано ни одного случая вспышки особо опасных инфекций и эпидемий на вверенном ему участке. Врачебные службы обеспечивали медицинский отбор поступающих работников на железнодорожный транспорт на должности, связанные с движением поездов (службы тяги, движения и телеграфов). Достаточный контроль осуществлялся и в отношении пассажиров поездов.

Правительство РД и руководство отрасли по достоинству оценили труд Александра Писеровича Якубова. Министр путей сообщения СССР наградил его именными часами, ему было присвоено звание Почетного железнодорожника СССР. По линии здравоохранения он был удостоен званий заслуженного врача РСФСР и Дагестана, ему также была вручена государственная награда СССР – орден «Знак Почета».

История развития санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте начинается еще с периода строительства и эксплуатации первых железных дорог. Актуальность обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия трудно переоценить. Зарождение железнодорожной медицины началось в 1844 году с 10 лазаретов на строительстве первой железной дороги Санкт-Петербург – Москва. В них работали 20 врачей и 63 фельдшера. С первых проложенных шпал, с первого забитого гвоздя на строительстве железных дорог было очевидно, что тяжелые условия труда и жизни большого количества рабочих могут послужить фактором возникновения эпидемий. Эпидемиологическая обстановка в России в эти годы была крайне напряженной: регистрировались заболевания холерой и чумой.

Так, в 1845 году при строительстве железных дорог в течение двух месяцев сыпным тифом из примерно 65 тысяч человек заболели 9 тысяч, из которых 6 тысяч умерли. В 1865 году в ходе строительства Закавказской железой дороги в тяжелейших условиях субтропического климата свирепствовала малярия.

Было очевидно, что одновременно со строительством железных дорог нужно развивать и медицинскую службу, в том числе и санитарный надзор. Таким образом, уже в 19 веке был заложен прочный фундамент для развития санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте. Отечественная железнодорожная медицина шла впереди зарубежной.  К началу 90-х годов прошлого века санитарно-эпидемиологическая служба Министерства путей сообщения СССР располагала уже 370 санитарно-профилактическими органами и учреждениями.

В настоящее время совместная деятельность РЖД и СЭС направлена на совершенствование мер по профилактике инфекционных заболеваний и отравлений среди пассажиров и работников железнодорожного транспорта, снижение уровня профессиональной заболеваемости, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий. Кроме того, развивается сотрудничество по предупреждению завоза на территорию Российской Федерации и распространения инфекционных болезней, и представляющих опасность товаров и грузов.

Не будет преувеличением сказать, что Александр Писерович Якубов внёс немалый вклад в развитие как здравоохранения, так и безопасности железнодорожного транспорта, а значит, и в целом безопасности и благополучия страны.

Статьи из «Личность»

Школа жизни Аскерханова

107
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Сердце Евразии

282
Десятилетия мы представляли мир динамичным, а сегодня убеждаемся – он синергетичен:...

Гасан Алкадарский и его главный труд

575
_ В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Гасана...

Просто светлый человек

63
Взяться за перо и написать эти строки меня побудило вовсе не желание угодить главному...

Патриот родного края

30
Рассказывать о Гитиномагомеде Гаджиясулове с одной стороны трудно, а с другой – легко....

Профессор приборостроения

35
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Федора Васильевича Дробышева – доктора...

Планета «Шамиль Алиев»

55
В мировой астрономии существует такая практика: малым планетам Солнечной системы...

Шенде: воин и кормилец

50
22 июня 1941 года. Шенде, которому было всего-то 17 лет, гулял с друзьями по улицам родного...

Всё для процветания родного края

71
Когда человеку многое дано, то понимаешь, что и сил на...

Он выбрал другой путь…

25
В эти летние дни дагестанцы вспоминают своего героя Магомеда Нурбагандова, вошедшего в...

Дипломат высокой пробы

63
Его судьба связана тысячами нитей с удивительной историей многонационального края, с...