Под звуки любимого тамура
Это было рядовое редакционное задание – пойти на конкурс пандуристов и дать в номер материал строк на 150. Сказано – сделано. С той поры прошло более 3 лет. Но и по сей день я часто вспоминаю тот музыкальный баттл, а если быть точнее, одного исполнителя, чья виртуозная игра буквально завораживала весь зал. Он выступал дважды, и оба раза восторженная публика по окончании его игры взрывалась аплодисментами, стоя провожала пандуриста за кулисы. Это был Курбанмагомед Магомедсадыков из Куяды.
Недавно в душевном разговоре с жителями этого села рассказала об этом памятном случае. И те не без гордости сразу ответили: «О, ну это и не удивительно! Наш Курбанмагомед – настоящий талант. На пандуре играет, вкладывая всю душу. И голос у него хороший от природы. Таких музыкантов еще поискать надо». А потом добавили: «И человек он честный, из числа тех, кого все без исключения уважают». Ну как после такого не познакомиться с ним? Вот я и напросилась в гости.
Дом музыканта находится в одном из старинных и живописных хуторов Куяды – Баланоб. Курбанмагомед Закариевич рассказал о своем творческом становлении, любимых поэтах и поведал, какой должна быть песня, чтобы стала любимой народом и пелась в поколениях.
Петь и играть на пандуре он начал еще в школьные годы. Отец Закари был известным на всю округу музыкантом, играл виртуозно практически на всех народных инструментах, потому Курбанмагомед с детства рос среди национальных песен и мелодий.
– Отец не хотел, чтобы я шел по его стопам, – рассказывает музыкант. – Он говорил, что жизнь музыканта – это постоянные разъезды, посиделки с друзьями, так она вся и проходит. Нас, своих сыновей, он хотел видеть в других профессиях. И долгое время я вообще не играл. Но односельчане не оставили меня. «Как так? Сын музыканта и не можешь сыграть ничего на тамуре (аварское название пандура)?» – удивлялись они. Пришлось учиться. Пел на школьных мероприятиях, а потом по возвращении из армии так и остался артистом.
В начале 80-х годов он работал музыкантом в Доме культуры в родном селении. По прошествии нескольких лет молодого талантливого исполнителя пригласили в фольклорный ансамбль «Гуниб». И вот уже более 35 лет Курбанмагомед Магомедсадыков – солист этого известного в республике коллектива. В его составе объездил практически весь Дагестан, был участником множества мероприятий республиканского и международного значения. Немало в творческой биографии и самостоятельных выступлений на фестивалях, конкурсах и смотрах, с которых он практически всегда возвращается с победой. Свидетельство этого – десятки грамот, дипломов и памятных подарков.
В репертуаре Курбанмагомеда более 250 композиций. Все они хранятся в памяти музыканта: народные песни и множество произведений, написанных на стихи Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Махмуда из Кахабросо, Тажудина Чанки, Алигаджи из Инхо и других. Есть веселые, шуточные песни, написанные в свое время его отцом. Сам он тоже автор нескольких произведений – в основном назидательного характера для своих сыновей. Несмотря на возраст, все песни Курбанмагомед Закариевич помнит наизусть – стоит только прикоснуться к струнам любимого инструмента и заиграть мелодию…
– Больше всего люблю петь песни на стихи Гамзата Цадасы, – говорит Магомедсадыков. – У него слова хорошие, мысли глубокие, и стихи очень легко ложатся на музыку. В его поэзии много мудрости.
Десятилетиями исполняя различные песни под аккомпанемент народного инструмента, он понял: лишь та песня, которая богата глубокими мыслями, может запасть в душу народа.
– Когда я слышу, что музыка – это харам, пою песни, которые слагали наши предки, или песни на стихи наших классиков, и вмиг эти пустые разговоры прекращаются. Наоборот, многие даже просят повторить и еще что-нибудь спеть. Я считаю, что песня – тогда харам, когда она учит недостойному. А если ее поют от души, не под фонограмму и в ней заключены мудрые заветы наших отцов, то почему она должна порицаться?
За много лет творчества он стал одним из популярных пандуристов в республике. Приглашения сыграть на каком-нибудь мероприятии поступают из самых разных концов. Особенно ждут его в столице. У горожан ведь не так много возможностей послушать хорошую народную песню с исконно дагестанской мелодией.
Больше всего, как признается музыкант, он любит играть для своих внуков. Летом, когда все в сборе, он устраивает во дворе для них мини-концерты. Слетается вся соседская детвора. Может, спустя годы кто-то из этих ребят захочет так же виртуозно играть на народном инструменте, популяризируя песню и исконно дагестанское музыкальное искусство. Кто знает…