Поделись улыбкою своей…
Здоровому человеку трудно понять, каково это передвигаться в инвалидной коляске или не слышать, или не видеть, что значит пытаться перейти дорогу на улицах, где нет звукосигнального светофора и пандусов у входа в здания. И как чувствует себя «особенный» ребенок, лишенный возможности резвиться во дворе со здоровыми сверстниками или же сидеть с ними за одной партой. Трудно представить все тяготы людей с ограниченными возможностями. Но нам, здоровым людям, под силу помочь преодолеть психологический барьер, понять и сделать их жизнь более комфортной. На это направлена и федеральная программа «Доступная среда», ориентированная на людей с ограниченными возможностями для их полной адаптации в обществе. Как же реализуется программа в детских садах нашей столицы, выяснял наш корреспондент.
Республиканский Центр социально-трудовой адаптации имени У. Муртузалиевой – образовательное коррекционное учреждение для детей с нарушенным интеллектом. Центр включает в себя несколько структурных подразделений: садик, школа-интернат, ПУ. Здесь обучаются и воспитываются более 700 человек. Комплексно решаются задачи обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации детей и подростков с нарушенным интеллектом.
В ДОУ Центра «Улыбка» обстановка, как в обычном детском саду. Только здесь дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются совместно со здоровыми сверстниками. Педагоги уверены, специальные занятия, общение со сверстниками помогут «особенным» детям быстрее адаптироваться в социальной среде. Для этого в садике созданы все условия. Здесь воспитываются 250 детей, в том числе 78 детей, имеющих различные отклонения в развитии.
едагогический процесс построен на принципах воспитания толерантности. «Особенные» дети принимают участие вместе с нормально развивающимися сверстниками во всех общественных мероприятиях. И воспитатели рассказывают, что инклюзивное воспитание дает замечательный терапевтический эффект.
— Детский сад – начальная ступень целостного коррекционно-реабилитационного процесса, – рассказывает заведующая детсадом Зайнаб Наибова. — В нем функционируют отдельные группы: для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, т.е. нарушением звукопроизношения, и для детей с общим недоразвитием речи, воспитанников с нарушением зрения. Много времени уделяется группе «особый ребенок» для детей с девиантным поведением. Здесь педагоги-психологи, учителя-дефектологи, тифлопедагоги, логопеды проводят с детьми как общегрупповые, так и индивидуальные занятия, – рассказывает моя собеседница. – Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада. Дети занимаются рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др. Работу воспитателей и педагогов отличают особая гибкость, умение предложить детям посильное и интересное задание, включить ребенка в общую деятельность.
— Для работы в тифлогруппе очень важно взаимодействие дефектолога и окулиста детской поликлиники, где дети находятся на учете. Вся образовательно-воспитательная работа ДОУ выстраивается так, чтобы воспитанники спецгрупп активно интегрировали в среду здоровых ровесников. Мы особенно ценим в нашем саду человеческие, доброжелательные отношения: воспитатели общаются с детьми как с маленькими друзьями, принимая во внимание особенности каждого ребенка, — рассказывает Зайнаб Наибова.
По словам заведующей детским садом, работа с «особыми» детьми положительно сказывается не только на ребенке, но и на микроклимате в семье. — Я всегда вижу, как зажаты родители «особых» учащихся, приходя к нам. Мы даем им возможность «раскрепоститься» вместе с детьми. И это, на наш взгляд, благо не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для всего общества в целом, — уверяет заведующая.
Опыт детского сада «Улыбка» имеет огромное значение для дальнейшего развития инклюзивного образования и воспитания в нашей республике. При этом он не является единственным примером интегративного подхода в дошкольном образовании детей с ОВЗ. Только в Махачкале насчитывается 74 дошкольных учреждения, шесть из них компенсирующего вида со специальными группами для детей с задержкой психического развития и ДЦП. Обычные дошколята быстро забывают о том, что их друзья «особенные», вовлекают их в обычный ритм жизни, но все вместе с тем понимают, что не все дети одинаковы, есть и такие, кто нуждается в их поддержке и внимании.