X
07:25 01.11.2012

Поделись улыбкою своей…

Здоровому человеку трудно понять, каково это передвигаться в инвалидной коляске или не слышать, или не видеть, что значит пытаться перейти дорогу на улицах, где нет звукосигнального светофора и пандусов у входа в здания. И как чувствует себя «особенный» ребенок, лишенный возможности резвиться во дворе со здоровыми сверстниками или же сидеть с ними за одной партой. Трудно представить все тяготы людей с ограниченными возможностями. Но нам, здоровым людям, под силу помочь преодолеть психологический барьер, понять и сделать их жизнь более комфортной. На это направлена и федеральная программа «Доступная среда», ориентированная на людей с ограниченными возможностями для их полной адаптации в обществе. Как же реализуется программа в детских садах нашей столицы, выяснял наш корреспондент.

Республиканский Центр социально-трудовой адаптации имени У. Муртузалиевой – образовательное коррекционное учреждение  для детей с нарушенным интеллектом. Центр включает в себя несколько структурных подразделений: садик, школа-интернат, ПУ.  Здесь обучаются и воспитываются более 700 человек. Комплексно решаются задачи обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации детей и подростков с нарушенным  интеллектом.

В ДОУ Центра «Улыбка» обстановка, как в обычном детском саду. Только здесь дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются совместно со здоровыми сверстниками.  Педагоги уверены, специальные занятия, общение со сверстниками помогут «особенным» детям быстрее адаптироваться в социальной среде. Для этого в садике созданы все условия. Здесь воспитываются 250 детей, в том числе 78 детей, имеющих различные отклонения в развитии.

едагогический процесс построен на принципах воспитания толерантности. «Особенные» дети принимают участие вместе с нормально развивающимися сверстниками во всех общественных мероприятиях. И воспитатели рассказывают, что инклюзивное воспитание  дает замечательный терапевтический эффект.

— Детский сад – начальная ступень целостного коррекционно-реабилитационного процесса, – рассказывает заведующая детсадом Зайнаб Наибова. — В нем функционируют отдельные группы: для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, т.е. нарушением звукопроизношения, и для детей с общим недоразвитием речи, воспитанников с нарушением зрения. Много времени уделяется группе «особый ребенок» для детей с девиантным поведением. Здесь педагоги-психологи, учителя-дефектологи, тифлопедагоги, логопеды проводят с детьми как общегрупповые, так и индивидуальные занятия, – рассказывает моя собеседница. – Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада. Дети занимаются рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др. Работу воспитателей и педагогов отличают особая гибкость, умение предложить детям посильное и интересное задание, включить ребенка в общую деятельность.

— Для работы в тифлогруппе очень важно взаимодействие дефектолога и окулиста детской поликлиники, где дети находятся на учете. Вся образовательно-воспитательная работа ДОУ выстраивается так, чтобы воспитанники спецгрупп активно интегрировали в среду здоровых ровесников. Мы особенно ценим в нашем саду человеческие, доброжелательные отношения: воспитатели общаются с детьми как с маленькими друзьями, принимая во внимание особенности каждого ребенка, — рассказывает Зайнаб Наибова.

По словам заведующей детским садом, работа с «особыми» детьми положительно сказывается не только на ребенке, но и на микроклимате в семье.  — Я всегда вижу, как зажаты родители «особых» учащихся, приходя к нам. Мы даем им возможность «раскрепоститься» вместе с детьми. И это, на наш взгляд, благо не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для всего общества в целом, — уверяет заведующая.

Опыт детского сада «Улыбка» имеет огромное значение для дальнейшего развития инклюзивного образования и воспитания  в нашей республике.  При этом он не является единственным примером интегративного подхода в дошкольном образовании детей с ОВЗ. Только в Махачкале насчитывается 74 дошкольных учреждения, шесть из них компенсирующего вида со специальными группами для детей с задержкой психического развития и ДЦП. Обычные дошколята быстро забывают о том, что их друзья «особенные», вовлекают их в обычный ритм жизни, но все вместе с тем понимают, что не все дети одинаковы, есть и такие, кто нуждается в их поддержке и внимании.

Статьи из «Общество»

Следы Кавказской Албании

2
В Академии «Каспий» прошел семинар, посвященный Кавказской Албании – одному из самых...

Каспий: кто и что убивает тюленей

38
В последние годы мы сталкиваемся с фактами массовой...

Однажды на телестудии

7
Итак, за неделю до Нового года звонит моя невестка и спрашивает: «Не могли бы вы, отец,...

Налог на «железного коня»

7
Вопреки укоренившемуся мнению, автомобиль сегодня не только средство передвижения, но и становится роскошью, облачившись в ценник свыше 10 миллионов рублей. И...

ВАЗ заимел технологический суверенитет?

4
Нетрудно представить себе временной отрезок в 25 секунд. Это меньше полминуты. Что можно сделать за такое короткое время?...

Электрокары замахнулись на рекорд

2
На отечественном авторынке по итогам прошлого года...

Поедем? Нет, полетим!

6
Принято ругать отечественных производителей авто, считая наших инженеров недостаточно...

Верность историческому выбору

5
Наша республика 20 января отметит очередную годовщину своей автономии. В этот день в далёком 1921 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял...

Благородное наследие

12
Сын достоин памяти своего отца, если продолжает его благородное дело, чтит и с искренним...

Дом печальный

19
Закат советской эпохи для Махачкалы ознаменовался рядом архитектурных изысков....

Не дрогнуть на избранном пути

68
С момента возникновения наука традиционно считалась...

Пособия: кому и сколько

26
Минтруд Дагестана информирует, что с 1 января 2025 года размеры государственных пособий для семей с детьми будут следующими: