Поедем или полетим?
Транспорта с электродвигателями на улицах наших городов становится всё больше и больше. Увидеть сегодня на дорогах электрический автомобиль, мотоцикл или бесшумно пронёсшийся на бешеной скорости электросамокат не является чем-то необычным. А ведь ещё несколько лет назад большинство из нас даже и не подозревало, что это такое и как на таком можно ездить, а главное, сколько километров такой транспорт может проехать на полной зарядке батареи.
Доводы, что средства передвижения с электромоторами являются довольно экологичными, никак не влияют на их распространение в России. Чтобы разобраться с перспективами, давайте будем отталкиваться от преимуществ данной техники и анализировать их. Вполне вероятно, что в ближайшие 10–15 лет всё изменится, споры о нужности или бесперспективности таких средств передвижения будут выглядеть смешными. Считаете иначе? Очень интересно услышать аргументы.
«За» и «против»
Расход топлива. Да, действительно, приобретая себе такой транспорт, больше не нужно посещать бензозаправку. Но если учесть, что расход бензина скутеров, мопедов и части малокубатурных мотоциклов сейчас не превышает 2–3 литров на 100 км, то смысла покупать «электроников» нет.
Вес. Если кто-то действительно думает, что такие мотоциклы, мопеды и скутеры существенно легче бензиновых вариантов и можно носить их домой каждый раз после поездки, то он глубоко ошибается. Возможно, вес и будет немного меньше, но батарея мотоцикла весит очень много. Попробуйте хотя бы электросамокат поднять.
Цена. Извините, но выражение «конский ценник» здесь очень кстати. Кто будет их брать? Не проще ли и не дешевле взять классический – бензиновый, и не искать зарядку в лесу?!
У электровелосипеда перспективы вполне радужные. Он соединяет в себе как скорость мопеда, так и все плюсы велосипеда. Никто на вас не будет смотреть косо, если вы едете по велодорожке или заносите его домой. Да, цена здесь тоже «кусается», но это пока. А ведь можно собрать двухколёсного самостоятельно, что значительно удешевит результат. Конечно, есть и минусы, но в основном это касается тех моделей, которые зачем-то стараются делать похожими на реальные мопеды и даже мотоциклы.
Главный смысл электромотоцикла – ежедневная мобильность в условиях города. Он шустрее велосипедов и мопедов, для него разрешены перемещение по дорогам и те же скорости, что для обычных мото или авто. Нормальный и надёжный вариант для самоперевозки. Да, это изделие не для беспечных ездоков и любителей «положить стрелку», а для совершенно утилитарных целей и ежедневной эксплуатации.
Электромотоциклы могут существовать как отдельный класс мототехники, дополняя и развивая современные технологии. Например, как средство досуга (мотоспорт, к примеру) и передвижения в городах с развитой системой зарядных станций и сервиса электротранспорта. Но сложившаяся тенденция к полному отказу от производства автомобилей и мотоциклов с ДВС является совершенной глупостью. Будущее покажет.
Водитель электровелосипеда «чужой» и для автомобилистов, и для мотоциклистов, и для пешеходов. Поэтому и ездить нужно, соответственно, с учётом окружения. Дискуссии о мощности электромотора – пустые по сути. Кому-то мощность мотора нужна, чтобы проветривать скоростью пустой череп, а кому-то – чтобы на гору заехать. То же касается и мотоциклов. Понятно, что для междугородних поездок или поездок по лесам предпочтителен бензиновый двигатель. Но для города или в посёлке электропривод вне конкуренции. А о разных досках на электроколёсах, об их опасности и о тех, у кого в голове только эхо, – это темы совсем другие.
Например, средний бензиновый «Харлей» располагает мощностью в 80 лошадиных сил. У Live Wire («Харлей», только электрический) тоже 80 л. с. При этом крутящего момента в 2 раза больше. Чтобы достать эту мощность, надо держать от 3200 до 6200 оборотов в минуту постоянно, что равносильно перспективе ушатать ДВС за пару сезонов. А у электромотора вся мощность и весь момент появляются сразу, как только поворачиваешь ручку/нажимаешь педаль. Как результат – ломовое ускорение без рывков и затупов до максимальной скорости, разгон до 100 км/ч ограничен лишь электронными системами безопасности, не позволяющими мотоциклу перевернуться через себя без твоего ведома при любой попытке ускориться.
Отсутствие шума, запаха масла и бензина, выхлопа. Для примера – есть маленький электромобильчик Mitsubishi i-MIEV. У него всего 64 л. с. Масса более 1200 кг и 200 Н.м крутящего момента. Так вот, чтобы обогнать его со светофора, надо быть на бензиновом автомобиле мощностью не менее 130 л. с. Остальные отстают. Так что электробайки это однозначно не про экономию, а про совсем другие ощущения от вождения. И да, кстати, есть электробайки по 140 и 200 л. с.
Не так всё просто с декарбонизацией. Для того чтобы зарядить батарею, нужно добыть определённое количество
электроэнергии. Основным источником электричества являются, как известно, углеводороды, которые сжигают в топках тепловых электростанций. Закон сохранения энергии ещё не отменяли. Так что произойдёт перемещение загрязнения в одну точку, но и там она не задержится. Не стоит забывать, что батарея, которую лет через пять надо будет утилизировать, тоже не очень полезна для природы.
Батареи плохо переносят мороз, и вообще электросамокаты появились ещё 100 лет назад и на фото очень похожи на современные, но из-за дорогих и тяжёлых батарей проиграли ДВС. В наше время практически ничего не поменялось, те же литиевые батареи делают ценник и вес конскими. Что касается экологичности, то уже есть выигранные в судах дела о том, что от электромобилей, а вернее, от производства батарей и электричества наносится большой урон природе.
Это ещё про элементы не написал, которые стоят в батарее, точнее про стоимость их замены и как часто они могут выходить из строя, а их там может быть больше сотни штук. А если хоть один элемент выкинет фортель, то мотоцикл встанет.
Один пользователь угробил на свой электроскутер, а именно на литий-ионную батарею, денег больше, чем на покупку самого скутера, из-за постоянного выхода из строя элементов. Теперь он бросил его в гараже и спокойно ездит на бензиновом скутере и летом, и зимой на любые расстояния. А обслуживание – копейки: один раз сделал и ездишь без проблем. И скорость максимальная постоянна до последней капли бензина.
Ясно одно – через 5 лет уже никто не будет сомневаться, что купить: «бензин», «газ», «дизель» или «электро». 80 % будет «электро»! Газовые движки как перспектива тоже будут на грузовиках. Но поживём – увидим. Ездить скоро вообще перестанем. Будем, скорее всего, летать. Через 10–15 лет это вполне возможная перспектива.