Поиски решения
В основе деятельности региона должна быть прорывная экономика, приносящая реальные перемены, ощущая которые люди поворачиваются лицом к власти, демонстрирующей готовность слушать и слышать народный посыл. Как же добиться весомых результатов, что необходимо предпринять, чтобы этот механизм заработал в полную силу?
Казалось бы, все у нас есть – и море, и горы, и природные ресурсы, а экономика стопорится, АПК никак не встанет на ноги, горцы покидают родные места, заселяя равнину, города.
Экономисты спорят, чья модель наиболее эффективна, и за последние годы за основу брались расчеты, не учитывающие местные условия, психологию дагестанцев. Так было и с последним вариантом Стратегии социально-экономического развития республики. И вот такие досадные просчеты тормозили реформы, вызывая недоверие у местного населения. Так в чем же сермяжная правда? И как преодолеть инертность мышления иных руководителей, не способных мыслить категориями современной экономики, размышлять о том, каким видится будущее республики аж в 2035 году?
Об этом шла речь на стратегической сессии «Развитие транспортно-логистического комплекса» в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития РД до 2035 года с участием врио Главы республики Владимира Васильева, Председателя Правительства РД Артёма Здунова, глав муниципальных образований, министерств и ведомств.
Что примечательно, Владимир Васильев на пленарном заседании выступал не «по бумажке». Он не прятался за уклончивыми формулировками, а говорил просто и ясно, четко выражая свои мысли о будущем Дагестана, обращал внимание на, казалось бы, мелочи, но говорящие о многом: о чистоте помыслов и чистоте в доме. Люди должны знать, что только личная ответственность поможет навести порядок в наших городах, сделать их чистыми и ухоженными. Его посыл – можно добиться реальных перемен в экономике, АПК, только работая не за страх, а за совесть – говорит о многом. И прежде всего о том, что каждый должен помнить – человек совершенствуется с первых дней до конца жизненного пути.
Руководитель республики также отметил, что вызывает озабоченность ситуация на дорогах: в автоавариях 875 человек ранены, 160 погибли, а это на тридцать человек больше, чем в прошлом году. И каждому стоит задуматься над этим. Нужно держать аптечку в автомобиле, уметь оказывать первую помощь. Все это и создает атмосферу всеобщего доверия, которой так порой не хватает каждому из нас.
Акцентируя внимание на общих для республики проблемах, Владимир Васильев напомнил, что борьба с коррупцией должна носить системный характер. По-разному можно относиться к этому, но нельзя отрицать, что коррупция, словно ржавчина в металл, въелась в людские души, это общая для всех беда. 150 человек либо уволены, либо наказаны, констатировал руководитель республики. Дошло до того, что операция по стентированию в республике стоит в разы дороже, чем в других регионах, и если в Дагестане она обходится в 50 тысяч, то в соседних республиках – 20. Куда такое годится? Он также напомнил о некогда сложной ситуации с ЕГЭ. Она меняется день ото дня, а значит, можно говорить о повышении качества образования. Именно оно определяет дальнейшую судьбу каждого человека. И подвижки есть, но надо идти дальше, не останавливаясь.
Как серьезную победу Васильев назвал набирающую темпы работу по кадровому резерву, благодаря которой в управленческие структуры приходят новые люди, креативные, нестандартно мыслящие. Один из таких руководителей и возглавил Комитет по госзакупкам. «Нас поддержал Президент России. Следующий этап предполагает отбор наиболее талантливых из двух тысяч претендентов. Более трехсот уже отмечены российскими экспертами как талантливые, зарекомендовавшие себя в проектной деятельности, в многоотраслевом кластере, а это важно в дальнейшей реализации Стратегии социально-экономического развития республики на близкую и дальнюю перспективу. Я вижу колоссальные изменения, происходящие в республике, – отметил В. Васильев. — И я верю в то, что республика переживает период социального переустройства, идет ломка сознания. Республиканской элите многое предстоит пересмотреть, чтобы понять, нельзя вечно оставаться в тени, а нужно быть рядом со своим народом в самые трудные для него времена, вовремя отчитываясь по налогам, не обманывая ни себя, ни республику. Формирующуюся десятилетиями психологию потребления сменяет объективный фактор развития общества. Но мифы о негативе в Дагестане сильно преувеличены».
Вместе с тем, по мнению руководителя республики, Дагестан должен обновляться, очищаться от скверны. И приглашенные федеральные специалисты из прокуратуры, ФАС продолжат работу, обеспечивающую прозрачность, чистоту на всех уровнях власти. Федеральный центр оказывает серьезную помощь республике. В свое время были выделены средства на зарплату. 350 миллионов в помощь Дагестану направил мэр Москвы С. Собянин. Но положение все равно остается серьезным, касается ли это обеспечения водой городов, где люди годами пользуются ею по часам, или положения с электросетями в горах. Безусловно, если бы налоги вовремя поступали от владельцев банкетных залов, заправок, кирпичных заводов, то тогда бы республика не испытывала такого острого дефицита в средствах.
Владимир Васильев, продолжая разговор о будущем республики, подчеркнул, что коррупция много лет не давала возможности динамично развиваться. Проходя плановое лечение в Москве, он имел возможность оценить профессионализм дагестанских врачей, а ведь многие из них в свое время уехали, не имея возможности трудоустроиться здесь. «Здоровье мое в порядке, и в случае поддержки Федерального центра, дагестанского парламента я намерен баллотироваться на пост Главы республики. Дагестан вошел в мое жизненное пространство, и многое необходимо успеть».
Продолжив работу стратегической сессии, Артём Здунов подчеркнул, что приветствуется проектный подход к выработке механизмов стратегии на перспективу. И важно, суммируя мнение бизнес-сообщества, ученых, экспертов, выработать единую линию по стратегическим направлениям социально-экономического развития республики. И транспортно-логистический комплекс также играет важнейшую роль в стратегии.
Говоря о ключевых направлениях деятельности и основных проблемах развития транспортно-логистического комплекса, министр транспорта и дорожного хозяйства Ширухан Гаджимурадов отметил, что на территории республики используются все виды транспорта: автомобильный, морской, железнодорожный, авиационный. Здесь находится единственный в России незамерзающий порт. Республику безальтернативно пересекают международные транспортные коридоры «Запад-Восток» и «Север-Юг». И увеличение объемов перевозок грузов из Китая в Европу во многом будет определяться транспортно-логистическими аспектами развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дагестана.
Комплексное экономическое обоснование требует сбалансированной политики, направленной на поддержку векторов торгового, транспортно-логистического, промышленного, агропромышленного, топливно-энергетического, строительного комплексов, совместно образующих ядро экономического роста как республики, так и всего юга России. Данная группа экономических комплексов, убежден отраслевой министр, будет развиваться как единый кластер «Каспийский ХАБ», что представляет собой синергию многофункционального узла. Кластер, консолидировав логистические возможности транспортировки по суше, воде и воздуху, позволит организовать устойчивую транзитную перевозку и оптовую торговлю товарами народного потребления, продукцией промышленности, грузами в контейнерах и углеводородным сырьем, в том числе в рамках перспективного транспортного коридора СКФО «ТрансКавказ», а также перспективного транспортного коридора «Махачкала – Тбилиси».
Сотрудничество в сфере транспорта, логистики и торговли с иностранными государствами позволит, уверен Ш. Гаджимурадов, в рамках евразийского экономического сообщества, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и прикаспийскими государствами эффективно использовать «фактор партнерства и интеграции» для успешной переориентации грузопотоков на Транспортные коридоры республики и обеспечения их стабильного и достаточно весомого притока. Разделившись на пять групп по направлениям, участники сессии вырабатывали эффективность и риски предлагаемых проектов.