Поклонимся учителям!
Я не первый и не последний, кто клянется в любви к учителю. Храню в сердце память о своих школьных учителях, институтских преподавателях и о своем великом учителе, профессоре Викторе Алексеевиче Чернавском в годы аспирантуры. Все они были разными. Перед каждым из них я склоняю голову и обнажаю сердце.
… Начальная школа в частной сакле хутора Цедатли. В маленькой комнате одновременно со школьниками всех четырех классов вел уроки мой первый учитель Малик Мусаев. Боже, как это ему удавалось?! В начальной школе не было уроков русского языка. Из-за этого после первой же четверти в пятом классе уже Гакваринской семилетней школы я получил двойки по всем предметам, кроме физкультуры, поведения, пения, труда и родного языка.
Классным руководителем у нас был Расул Халидов. Русский язык преподавала Евдокия Ивановна, а математику – Таисия Илларионовна, юные выпускницы Воронежского педагогического института. Они относились к нам с трепетом. Ученики отвечали им взаимностью, старались учиться, но с хорошими оценками никак не ладилось.
В конце каждой недели, по субботам, подводя итоги успеваемости, Расул Закарьяевич проводил с нами беседу. До мельчайших деталей помню эти вечера. За окном снег. Свет луны попадает из маленьких окон в класс – тогда еще не было в горных аулах электричества. В классе оставались только двоечники. Таких было больше половины. Во мне смешались чувства вины, обиды и ощущения своей бестолковости. Дети молчат. Расул Закарьяевич за столом у доски, а мы – двоечники – за партами. Говорил только он. Говорил тихо, как с равными. Никогда (ни разу!) не повысил голоса, не упрекнул и не унизил учеников. Не крикнул и не пригрозил. Ни разу! Ни разу не пригласил в школу наших родителей. Боже, какие слова он находил!
«Вы хорошие, вы талантливые, но пока вам тяжело усвоить русский язык, а без него вам будет еще труднее в следующих классах. Пожалуйста, постарайтесь учиться хорошо! Почему? Пастухов, пахарей, строителей в Гаквари хватает, но у нас нет своих инженеров, врачей, учителей с высшим образованием. Русским учителям большое спасибо за то, что они работают в наших аулах, где нет ни автодорог, ни электричества, ни бани, ни радио; где печку топят кизяком и дровами, а за водой приходится идти за аул даже зимой. Они оставили своих родителей и приехали к нам. Не побоялись приехать в неизвестный им Дагестан. Им тяжело без родственников, друзей, но они учат вас, чтобы вы стали умными, образованными людьми. Они же не могут всегда жить в горах. Они уедут. И поэтому вы сами должны стать учителями, врачами, инженерами. А поэтому вы должны хорошо учиться! Я же знаю, что вы способные! Я верю вам!».
Жили мы очень бедно. Мама никогда не ругала меня за плохую учебу, но умудрялась хвалить всякий раз гостям за любую мою помощь по хозяйству. Спасибо незабвенной маме за её материнскую мудрость.
А на следующий день мы вновь приходили в школу, и, черт побери, опять у нас были проблемы с русским языком. Как-то вызвали меня к доске читать стихи Пушкина наизусть, и я пошел с книгой, не понимая значения слова «наизусть»…
Но мы старались, и это старание дало свои плоды.
… Конец учебного года в пятом классе. Собрание с участием всех учителей школы. Мне и Загре Нуховой вручили пеналы с цветными карандашами за отличную учебу и примерное поведение. Меня обнял Расул Закарьяевич. Его вера, его любовь берегли и сопровождали меня на всех серпантинах моей нелегкой судьбы. Бывая в Гаквари, непременно посещаю могилы отца, матери и учителя. Счастлив тот, у кого в жизни были такие учителя!
У них я учился честности, совестливости и отзывчивости. Со школьных лет во мне выработалась позиция быть активным. У каждого из нас свои устремления, заблуждения, верования, свое понимание мира и свои жизненные позиции.
Дорогие и великие учителя Дагестана и России! Не уставайте! Будьте достойными великой, святой, апостольской, просветительской миссии по взращиванию в сердцах школьников любви к книге, образованию, размышлениям, совестливости, ответственности, самостоятельности. Никогда не пачкайте себя ложью и равнодушием! Жажду, чтобы всякий урок каждый учитель проводил как последний урок в своей жизни! Аристотель наставлял: «Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Учителя были и должны оставаться просветителями, зовущими своих учеников вперед – к прогрессу, а не назад.
Хочется напомнить, что нет ни одного неодаренного ребенка. Н. Гоголь в школе слабо писал сочинения. Композитор Р. Вагнер нотным письмом овладел лишь к 20 годам. Демосфен страдал дефектом речи и был застенчив, но стал величайшим оратором. Лучшие книги Гёте стал писать после 50 лет. Ганс Христиан Андерсен допускал много грамматических ошибок в тексте, а гениальный А. Эйнштейн получал в школе двойки по физике. Один из величайших учителей в истории человечества Януш Корчак вошел в августе 1942 года в газовую камеру в Треблинке вместе с польскими детьми-сиротами, хотя у него была возможность спастись.
Преклоняюсь перед отважными, порядочными и талантливыми учителями. Вы и есть Свет, Святость и Надежда человечества. Преклоняюсь перед каждодневным подвигом учителей. В их миссии я вижу спасение и возвышение Человека на Земле! Учителя, а не богачи и теологи, спасут мир от нравственного и водородного разрушения. Прислушаемся же к голосу ушедших, нынешних и будущих учителей! Если кто и может осветить и просветить этот мир, то только учителя, учителя с горящим сердцем.
Сегодня, когда безумствующие политики всё чаще стали говорить о третьей мировой войне с применением атомного и водородного оружия, спасение человечества в руках учителей и их учеников, которые завтра станут взрослыми. Вместе с учителями попробуем постичь правду, смысл и ценность жизни.