Поле битвы – кошелек пассажиров
Многомесячная борьба с транспортными компаниями, произвольно установившими цены на маршрутное такси, кажется, увенчалась успехом. Почему кажется, да потому, что, несмотря на то, что все общественные каналы, Фейсбук, Инстаграм, в общем народные рупоры, так или иначе демонстрировавшие негативное отношение к транспортному произволу, перевозчики продолжают невозмутимо отстаивать свое, как им кажется, право распоряжаться тарифами.
Война эта около полугода шла с переменным успехом. И отдельные перевозчики негласно все же продолжали брать 17 рублей, закрывая глаза на корпоративную солидарность. Градус накала тем не менее достиг той точки кипения, а махачкалинцы вполне резонно выражали сомнение, что местная власть способна повлиять на перевозчиков, мало того, что поднявших цену за проезд, так еще и позволяющих выводить на линию транспорт, срок эксплуатации которого давно вышел, что небезопасно для пассажиров. Так что же произошло? И почему калькуляция, которой не занимался разве что ленивый, не говоря об экономистах, долгое время так и не возымела действия на автоперевозчиков, уверявших, что цены за проезд должны быть в разы выше. И только исключительно из сострадания они остановились на цифре 23. Но если подсчитать, то 30 рублей как раз и соответствуют затратам, цене на бензин, эксплуатацию самого транспорта.
Да много чего еще приводилось в качестве убедительных доводов. Оказывается, можно объегоривать людей, не заморачиваясь угрызениями совести, доказывая чиновникам или, возможно, сговариваясь с ними, завышать цены, в результате чего семейный бюджет дагестанской семьи из четырех человек выливался в значительную сумму, выделяемую на общественный транспорт. Признаться, махачкалинцам пришлось набраться терпения, чтобы наконец проблема разрешилась. И вот на сайте УФАС РФ по РД появилось сообщение пресс-службы Дагестанского УФАС о том, что Дагестанское УФАС России вынесло предписание шести транспортным компаниям, осуществляющим пассажирские перевозки в Махачкале, об отмене стоимости проезда в 23 рубля. Предписание было вынесено на основании решения антимонопольного органа, согласно которому транспортные компании, а это «Астория», «Третий парк», «Новострой-Транс» «Трансфлот», «Пилот», «СТС» были признаны нарушившими п.1 ч.1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».
Нарушение выразилось в единовременном повышении стоимости проезда на одну и ту же величину: с 17 до 23 рублей. Согласно предписанию УФАС, компании в течение пяти рабочих дней со дня его получения должны прекратить нарушение федерального закона: восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены приказов об установлении стоимости проезда в размере 23 рублей. В случае неисполнения предписания антимонопольного органа транспортные компании ждут штрафные санкции. Кроме того, за допущенное нарушение антимонопольного законодательства предприятиям грозят оборотные штрафы.
Пора городу свою сеть перевозок создавать и водителей по конкурсу набирать, а прибыль тратить на ремонт и закупку новых машин
Все правильно, но вот что удивительно, в маршрутке №14, в которой я вчера добиралась до работы, на лобовом стекле по-прежнему красовалась цифра — 23 руб. за проезд, более того, водитель ни разу не удосужился сообщить о том, что с сегодняшнего дня проезд составляет другую сумму. И люди расплачивались по тарифам, уже отмененным УФАС. И вновь возникают вопросы по выполнению предписания.
Хочется спросить, почему история с повышением цен на общественный транспорт, случившаяся еще в феврале, столь долгое время оставалась предметом для споров между заинтересованными сторонами? А ведь они, собственно, и должны были поднять шум, потребовать не только обосновать повышение цен на общественный транспорт, но и обратиться в УФАС, чтобы не тянуть резину в течение пяти месяцев, таким образом опустошая карманы махачкалинцев на энную сумму.
Помнится, поначалу некоторые владельцы маршруток выходили с акциями протеста, требуя сохранить прежние тарифы, и даже грозились вообще не выходить в рейс. Было понятно, что в попытке сэкономить копейку и махачкалинцы могут прибегнуть к более дешевым видам транспорта, хотя, конечно, подорожали и они. Тогда на строптивых маршруточников прикрикнули, пообещав лишить и этого скромного заработка. И многие пассажиры потеряли надежду на то, что можно восстановить статус-кво. Тем временем люди продолжают обсуждать в соцсетях молчаливый саботаж автоперевозчиков против надзорных органов, выдерживая паузу, стараясь найти лазейку в законе, чтобы восстановить «справедливость».
Руководству города сегодня необходимо облегчить жизнь горожан как приемлемыми ценами, так и внешним обликом общественного транспорта. Вот и в соцсетях махачкалинцы вспоминают ПАЗики прошлых лет, свободные, удобные для пассажира. В очередной раз заглянув в соцсети, читаю: «Маленькие, тесные, душные микроавтобусы (не выкинуть же их на свалку), автобусы, просто беспредел». А вот еще: «Ле, хайван, купи нормальный пассажирский форд или сделай на Газели авторычаг, добавь уплотнитель… Пора городу свою сеть перевозок создавать и водителей по конкурсу набирать, а прибыль тратить на ремонт машин и закупку новых цивильных авто, а не инвалидных колясок». И с этим трудно не согласиться.