О том, какие именно перемены произойдут и чем они примечательны для обычных граждан, на пресс-конференции в Дагестанском УФАС журналистам рассказал накануне заместитель руководителя ведомства Абдулла Багандов.
Прежде всего он отметил, что ФАС России все больше из карательного органа превращается в орган превентивного контроля. И что такая практика давно распространена в европейских странах.
— Произошло очень существенное изменение в регламентировании разных функций Антимонопольных органов. В частности, продолжается тенденция в части пресекательных, предупредительных функций Антимонопольной службы. У нас получили развитие такие институты, как предупреждение и предостережение, которые раньше выносились только в отношении коммерческих организаций хозяйствующих субъектов. Сейчас перечень условий, при которых они могут быть вынесены, расширен. Более того, в определенных случаях Антимонопольная служба может возбуждать дела о нарушении антимонопольного законодательства исключительно после вынесения предостережения. Это распространяется и на органы госвласти всех уровней. С одной стороны, облегчая жизнь хозяйствующим субъектам, законодатель решил ужесточить меру ответственности должностных лиц. Теперь в случае повторного нарушения должностным лицом антимонопольного законодательства будет следовать безальтернативная дисквалификация: это запрет занимать должности гос- и муниципальной службы сроком до трех лет. Раньше этого не было. Мы считаем, что это должно помочь. Потому что исходя из нашей практики и практики коллег из других регионов видно, что больше половины нарушений антимонопольного законодательства приходится на госорганы и чиновников.
Еще одним значимым изменением, по мнению заместителя руководителя УФАС, является отмена ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов.
«Возможно, некоторые хозяйствующие субъекты вздохнут с облегчением. Потому что само нахождение в этом Реестре на некоторые предприятия несколько давило. Но это не означает, что хозяйствующие субъекты получат освобождение от ответственности за свои действия. При принятии решений по конкретным фактам будет проводиться анализ и устанавливаться наличие доминирующего положения в конкретной ситуации», — разъяснил Абдулла Багандов.
Он добавил, что, на его взгляд, это не самое плохое заключение: «Это решение в русле политики либерализации экономической среды: поменьше административных функций, поменьше регулятивных функций. Но при этом не снимается ответственность за злоупотребление доминирующим положением. Быть монополистом не запрещено. Запрещено пользоваться своим положением в ущерб другим лицам», – подчеркнул А. Багандов.
Закреплена возможность признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами – покупателями товара на рынке, и прописана необходимость предварительного согласования с антимонопольным органом соглашений хозяйствующих субъектов о совместной деятельности. А. Багандов отметил, что вопросы анализа рынка не исключаются из ведения УФАС. Будут проводиться отдельные проверки и по жалобам от населения, и по собственной инициативе ведомства.
Со следующего года из ведения органа Антимонопольной службы исключаются заявления и обращения от физических лиц. Рассмотрение индивидуальных жалоб граждан на действия ресурсоснабжающих организаций, коммунальных предприятий за нарушения подачи электроэнергии, воды, газа с 2016 года будут относиться к компетенции Роспотребнадзора.
— Все-таки эти отношения носят больше жилищно-бытовой характер, они направлены на удовлетворение бытовых нужд, а не на предпринимательскую деятельность, законодатель руководствовался скорее этим. Раз у нас есть «Закон о защите прав потребителей», то он должен распространяться и на эти отношения.
Но в то же время заместитель руководителя Дагестанского УФАС сообщил, что в настоящий момент готовится так называемый «пятый антимонопольный пакет», где обсуждается возможность возврата этих функций вновь Антимонопольной службе. «Как это будет происходить, мы пока не знаем», – заключил он.