Пора пахать!
В этот же день отмечали день рождения всех мальчиков, родившихся в селении за год. Родители готовили угощения для всех аульчан. У аварцев из села Гочоб по обычаю всех двухлетних мальчиков родители приводили в поле, которое предстояло вспахать. Приносили на праздник курдюк, сосуд вина, бузу, пироги и фрукты. Именно в этот день объявлялось и о совершеннолетии парня. Сверстники должны были выстроиться в шеренгу на проведенной борозде и устроить бег до ее конца.
Вместе с праздником весеннего равноденствия наступает и праздник первой борозды. Этот праздник был одним из самых значительных и распространенных среди многих дагестанских народов, от него зависел урожай. И в этом деле все средства и ритуалы были хороши. У аварцев, народов Западного Дагестана и у даргинцев полагалось после вспашки распугивать быков. Например, ахвахские дети, закидывая пахаря, сеятелей и быков камешками и комками земли, при этом кричали: «Комок – в пахаря, зерно в землю, колос – к нам!». Взрослые громко повторяли: «Бей пахаря чаще – корень будет крепче!».
И в каждом селении были опытные земледельцы. Они определяли время начала пахоты и должны были прочувствовать температуру и влажность почвы руками и телом. В некоторых аварских селениях для определения пахарь садился на пашню, обнажив нижнюю часть туловища. В лакских и агульских селах старые мудрёные землей люди готовность почвы определяли, разминая в руках кусок земли, или поднимали почву лопатой и бросали: если она, падая, рассыпалась – пора пахать. С этим праздником было связано много обычаев, обрядов, традиций, большую часть из них сегодня можно найти только в научных трудах этнографов. Они собирали истории прошлого по крупицам.
До совершения обряда выхода плуга никто не имел права начинать весеннюю пахоту. Урожай хлеба и обилие влаги для полей мог принести только удачливый пахарь. Поэтому первым на поле выходил самый удачливый, состоятельный, с «легкой рукой». От него зависел и урожай, и возможность угостить всех сельчан в день первой борозды. Если урожая не было или наступала засуха – винили его. Поэтому во многих селах первым отправляли одного и того же пахаря каждый год. И еще: никогда и ни за что пахарем не назначали мужчину с вяло растущей бородой – редкая борода сулила редкий урожай.
Праздник первой борозды был одним из самых значительных и распространенных среди многих дагестанских народов, от него зависел урожай
Борозда, как правило, чисто мужское занятие, но женщины в некоторых селениях тоже принимали участие.
«Так, у каратинцев быков вел первый пахарь, а перед ними шла его жена, «показывая» быкам дорогу. У ахвахцев жена первого пахаря засевала участок, вспахиваемый в этот день. В с. Телетль женщины поливали пахаря водой. В даргинском селе Худуц впереди первого пахаря, направлявшегося к месту проведения борозды, шествовала жена в белой одежде, раздавая всем встречным жареное зерно. В соседнем с ним с. Ашты пахаря сопровождали несколько женщин – его близких родственниц, одетых по возможности в одежду зеленого цвета, которые раздавали всем встречным лепешки хлеба с халвой. Надо полагать, что белый цвет одежды женщин магически связывался с солнцем, ясной, сухой погодой, нужной для своевременного проведения засева полей; соответственно зеленый цвет ассоциировался с полем, покрытым густыми всходами», – пишет А.Г.Булатова в книге «Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – начале XX века».
Пока пахарь проводил первую борозду, присутствующие громко желали:
Да уродит обильно пашня,
Да наполнятся кувшины бузой,
Да будут сенокосы
в густых травах,
Да полнится пашня всходами…
Желали это и многое другое, связанное с достатком. Желая, забрасывали пахаря, как можно больнее, комьями земли, сухим коровьим навозом, хлебцами с запеченными в них яйцами. Вот камнями забрасывать (даже мелкими) запрещалось – они могли сработать наоборот и вызвать град. А от всего остального зависел обильный дождь.
В обрядах вызывания дождя главными действующими лицами были ряженые мальчик или девочка, украшенные зелеными ветками или снопами из травы. Во время шествия детей по селу их обильно поливали водой.
У народов Дагестана свои обращения к ряженому, возможно, олицетворявшему божество дождя.
У кумыков несколько таких божеств, вероятно, появившихся в разное время. Одно из них – Земире, к нему обращались девочки-подростки во время обряда вызывания дождя и солнца. Девочки пели заклинание, обращаясь к изображению женщины, сделанному белой глиной или углем на деревянной лопате, которую несли высоко над процессией. Дети должны были исполнять песню у ворот каждого дома, в ответ их поливали водой и давали сладости. У кумыков существовал еще и такой обычай: во время засухи пронести хлеб в форме куклы до реки и полить ее речной водой. А таты для хорошего урожая проводили обряд «Гудур-бой». В период от новолуния до полнолуния молодежь вставала в час ночи, обходила весь аул с песнями до самого утра. Хозяин, услышав стук в ворота и слово «Гудур-бой», пускал всех в саклю. Хозяйка давала денег, мерку муки, кусок мяса, колбасу из баранины или курдючного сала.